УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Которые строфічні формы использовал М. Рыльский?
Отличительная черта творчества Г. Рыльского - богатство строфічних форм. Чаще всего поэт использовал четверостишия (катрены) с перекрестным римуванням, как, например, в стихотворении «Остановилось лето на пороге...»:
Или весенние мечты осуществятся?
Или лето не обманет их?
Или по степи их не развеет,
Словно пух на ивах золотых?
В приведенном примере рифмуются слова первого и третьего (мечты - развеет), второго и четвертого строк (их - золотых). Однако, пусть и реже, но находим в стихотворениях М. Рыльского катрены с другими типами рифмовки: сопредельным (рифмуются соседние строки) и кольцевым, для которого характерно созвучие первого и четвертого, второго и третьего строк. Например:
Наша единственная встреча была. а
Ты прошла, ты навеки пройшла. а
И твой образ украли снега, б
Что летят и плывут навкруги. бы
Он объезжает лошадей молодых. .а
Был дождь мягкий, и гречка пахнет душно. Б
Стал внизу лоснится неподвижно, Бы
И теплый мир склонился и затих. а
Гибкий, подвижный, богатый на различные ритмические вариации четверостишие помогает М. Рыльскому играть и песенное, и разговорную интонацию, и философское размышление.
В творческом наследии поэта находим практически все виды строф - трирядкові (терцети и терцина), пяти-, шести - семи - и восьмирядкові. Под пером мастера они приобретают новые черты, звучат свежо и оригинально. Так, среди многочисленных шестивіршів с разными способами рифмовки - тройным («Дождь»), уподібненим до удлиненного чотиривірша («Слово о родной матери»), объединяющим перекрестную рифмовку катрена с сопредельным двовірша («Язык») - является секстини без рифм («Как тюльпан, что в Гаарлемі») или с изобретенным самим поэтом способом рифмовки («Жене»), в которых он отказывается от традиционного в таких случаях п'ятистопного ямба.
Сторонник классического стиха, М. Рыльский не мог не восхищаться сонетом. Он даже полемизировал с А. Малышко, который считал, что «сонеты куцые - ни к чему». М. Рыльский был убежден, что «кованая в железные ритмы мечта», имея большую традицию, должен занять достойное место в современной поэзии. И сонетний наследие поэта - яркое свидетельство этого. М. Рыльский зачастую удается до классических французских или итальянских рим (сонеты «Кто храмы для богов...», «Эпоху, где бы душой відпочить...», «Когда все в тумане життьовому...»), иногда трансформирует их, не нарушая композиционной стройности этой устоявшейся формы.
Однако строфічне разнообразия не было для поэта самоцелью, а служило раскрытию его настроений лирического героя, размышления самого автора о человеке и время. Не потому ли М. Рыльский на склоне лет признался своим читателям:
Лишь дойдя склона возраста,
Поэзию я понял,
Как простоту такую большую,
Такое единение точных слов,
Когда ни тщетной позолоте,
Ни всяким тонким викрутам
Нет места, как підлоті
В сердце чистом и палкім...
.....................................
Слова полные быть покорны
Чутьем и помыслам твоим,
И рифмы должны быть верны,
Как друзья в подвиге святом.
|
|