Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
На пути к бесчестия и бесславия (по роману И. Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий»)

Торжественное слово «патриот». А кого им называют? Моральные качества человека-патриота? Эти вопросы в последнее время вызывают в нашем обществе споры, дискуссии. Но, пожалуй, не ошибусь, если скажу, что в одном разных взглядов не будет: патриотом никогда не назовут предателя. И как не переписывались бы учебники по истории, ни одно поколение не напишет хвалебных строк о предателях.

Знакомясь с одной из страниц нашей истории, мы, благодаря роману И. Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий», и прослеживаем процесс превращения человека в предателя, палача своего народа. Что это? Ирония судьбы? Ведь человек, который имел все шансы стать рыцарем и национальным героем, продолжить славу своего прадеда, славного Байды Вишневецкого, не использовала всех возможностей на благо свое и благо народа.

Интересно, что юный Вишневецкий имел потенциальные черты сильного человека, даже героя, не унижался, привлекал строптивым нравом и при других условиях мог сравниться в героизме Байде. Даже сам Винцентий, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: «Насупленное и какое-то вовкувате и будто звіркувате княжа привез к нам этот князь, но безлічні имения князей Вишневецких... Это княжа - не очень наклонное дерево... но сила денег... Ой когда бы привлечь вот зверя к своему лагерю, чтобы оно порой потом не наделали нам хлопот. Упаси боже, как оно время пойдет следом за Криштофом Косинским и Наливайко!»

После окончания коллегии Иеремия стал другим, «пристал к католической вере, бросил украинский язык и сполячився». Поездка заграницу, осознание, что он безмерно богат, раздули в Вишневецком спесь, эгоизм, честолюбие. Ему захотелось высшей власти. Всю свою энергию, храбрость, страстность и силу Иеремия отправил на достижение корыстной цели. Он не любил Украины, потому что она была слишком демократичной и даже своих гетманов часто сбрасывала, если только они не болели за всенародное дело.

Разве настоящий патриот может жить такими мыслями: «Моя гетманская булава - то земли безмерные, множество денег, войско... Это много вартніше за какую-то гетманскую булаву. Казацкие порядки, казацкий мужицкий уклад противны мне! Я их ненавижу. Польша - это рай для господ: там и только там в Польше царство мое, мое и господа... Казаков, их гетманов, всю Украину надо уничтожить и убить на смерть... Но надо ради этого маєтностів силу! Денег силу! Войска силу!»

Понятно, что для Вишневецкого и Польша - не Родина, а средство в достижении цели, ведь королей в ней часто выбирали с помощью войска и вмешательство в политику соседних государств, которые предлагали своих ставленников. Поэтому Иеремия действительно имел шанс одержать победу.

В своих мечтах Вишневецкий выступает честолюбцем и если и вспоминает своего славного предка, то только потому, что и самому хочется иметь такие почести и всенародное уважение. Подвиг же Байды для него не является идеалом. Не сокрушается Иеремия и тем, что сломал веру, став украинца с поляком, не мучают его угрызения совести.

Прослеживая его поступки, мы видим, что он постепенно становится сначала чужим для Украины, а потом и ее палачом. Чрезвычайно смелый в боях, решительный в достижении победы, каждая из которых страшная своей дикостью и коварством в отношении своего народа, Иеремия позорит свой род и не раскаивается: «Он показал жестокость и дикость своего характера, потому что разрушал и жег, словно татарская или древняя монгольская орда. Зато через несколько лет князю пришлось добывать себе славы в родном крае в битвах с казаками, которые встали на Польшу. И он добыл себе славы на позор славного рода князей Вишневецких».

В тяжелое время набегов татар на Украину Иеремия грабил и за беспредел предстал перед королевским судом, и не раскаялся, а даже угрожал потрясен наглостью Вишневецкого магнатам: «Как не присудите мне Гадяча и Хорола, то я дамся вам знать: я порублю на куски эти Конецпольского, и всех господ, что будут воевать за его, и самого короля».

Не могут не вызвать у нас негодование и эпизоды расправы Иеремии над восставшими, но точнее про свои страшные поступки рассказывает Гризельді сам Иеремия. Мы видим дикую жестокость Вишневецкого, его садизм и цинизм, бахвальство в присутствии Тодозі издевательством над ее земляками. «Идя тропой, Иеремия рассказывал Гризельді, как его подданные в Немирове взбунтовались против его, не пустили его посланцев в город, как страшно наказал немиривцев, распиливал, розрубував пополам, сдирал с живых шкуру, сажал на железные сваи, обливал кипятком. Тодозя все слышала и будто замерла, слушая рассказы про страшную казнь над немирівцями. На нее впервые напал страх, нашло раскаяние, что она полюбила страшного мужчину, полюбила страшного изверга...»

У читателей тоже замирает сердце от неоправданно жестоких поступков Иеремии, который неуклонно деградировал как человек, и даже любовь не смогло вернуть ему человеческий облик, нормальные чувства. Любви красивой казачки князь добился силой, позже не раз презирал ее и даже намеренно причинял боль:

Мой Свитайло пал в битве, - сказала Тодозя. - Он козакував. То ты казачка? - спросил Иеремия. - Может я и убил твоего Світала где-то под Луком лем или над Старицу, когда он был там с Остряницей или с Гуней?

Вишневецкий не понимал и не мог понять самопожертвования сотничихи, не пытался быть благородным по отношению к ней. Грубая страшная сила, стремление любой ценой удовлетворить свои прихоти двигают Иеремией:

Она будет моей, она должна быть моей, хоть бы мне пришлось смести с земли и ее дом, и ее дом, и тетю Мавру, и брата, хоть бы пришлось кровью залить ее леваду, - думал Иеремия, сжимая кулаки от огня, что наливал его сердце.

Князь уже не вспоминал, как раньше, Байду, а уподоблялся страшной человеку своего времени Самойлу Лащу, которого ненавидел, но в котором подсознательно чувствовал своего двойника.

В битве с Максимом Кривоносом Иеремия впервые интуитивно почувствовал свою моральную ущербность. Худощавый казак, в котором князь узнал заклятого врага, бросил в лицо Вишневецкому слова проклятия и рванулся в бой:

«Здорово, князю Яремко! Здоров был, кате Украины! - крикнул неистово Кривонос и летел просто на Иеремию, подняв саблю вверх».

И не только вид соперника, готовность умереть, но победить, напугали Вишневецкого. Он понял, что за Максимом вся Украина: «И князя Иеремию покинуло мужество. Он повернул коня обратно как-то механически, неосознанно и вдруг бросился наутек. Дорогой конь как будто и сам чувствовал, что на князя настаивает что-то страшное, непобедимое, непреодолимое...»

Во время боев шляхты с казаками Иеремия перессорился с магнатами, которые давно недолюбливали его и не выбрали управляющим войсками. Есть в повести эпизод, когда Вишневецкий мыслит как двойной предатель:

«Теперь в это время я и сам не угадаю, кого я больше ненавижу: казаков, ли магнатов, - шевелилась мысль в Єреміїній голове. - Было бы хорошо, если бы господа избили казаков. Но было бы еще лучше, если бы и казаки дали порки этим ничтожным Домінікам, Конецьпольським, Корецким, Оссолинским. Пусть бы знали, как пренебрегать мной. Обошли меня! Вырвали из моих рук честь, славу побідника! Вырвали из моих рук может скипетр и корону! Но придется им поклониться мне!»

Радость Вишневецкого оказалась бесполезной, потому что и он не смог выдержать натиск казаков. Позже Иеремия семь недель выдерживал осаду, чуть не погиб от голода, однако надлежащим образом уважаемый королем за мужество не был, ибо магнаты небезосновательно подозревали, «что он делает подвох под короля, направляется к трону, что он готов сесть на трон». Население Варшавы приветствовало Иеремию, но это не приносило ему радости, ведь шляхта не признавала Вишневецкого самым благородным и самым смелым.

Когда читаешь эпилог про дальнейшие исторические события на Украине и участие в них Иеремии, чувствуешь, что и сам Иеремия не мог не размышлять над причинами своего краха, над тем, что «забыл просьбы и мольбы матери, предал Украину, стал оборотнем, стал отдаляться от своей веры и языка», однако так и не стал «первым на всю Польшу, на всю Украину», а только опозорил славный род и своего деда, героя Украины казацкого гетмана Дмитрия Вишневецкого, основателя первой сечевой крепости на Хортице.

Эгоизм, ненасытное желание славы, роскоши затмевают все прекрасные порывы души. Оскудела душа Иеремии мелеет все больше, опустошается в погоне за призрачными почестями. Он в бесчестии и безслав'ї заканчивает свою жизнь. Беспрекословного осуждения и проклятия заслуживает человек, уста которого говорят: «Я буду трижды проклят, как не задавлю Украины!»

Иеремия способен даже «произносить молитву, чтобы Бог дал силу шляхте и неволю...» Да, это действительно, по словам Нечуя-Левицкого, «была молитва убійника, вора и большого проступця», который так бесславно, поруган прожил жизнь.

Автор выражает сожаление по погибшим душами врагов, потому что никогда нельзя увековечить себя злом, разбоем, захватническими войнами. Жизнь и смерть в человека - одни. И ничто не проходит бесследно. И добро, и зло находят отклик в сердцах потомков. Это надо помнить и не позорить свое имя ни злыми поступками, ни предательством или подлостью.

Сегодня имеем свое государство, хотим жить в мире и дружбе со своими соседями - поляками, русскими, румынами... Хотим иметь богатую, демократическую Украину. Не будем же бесчестными и корыстными, чтобы не сказали про нас словами Шевченко: «Хуже ляха свои дети ее распинают», эту многострадальную Украину. Самая тяжкая кара - проклятие потомков.