Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Национальная идея в повести Ивана Нечуя-Левицкого «Облака»

Творческая деятельность Ивана Нечуя-Левицкого знаменовала расширение тематических границ, проблематики и обогащение жанров и образных средств украинской художественной литературы. Он обращал внимание на необходимость обрисовать во всей полноте народной жизни, показать характерные типы, быт, обычаи, взаимоотношения разных сословий тогдашней Украины. В пределах собственной намеченной творческой программы Нечуй-Левицкий создал большое количество колоритных образов, среди которых и представители украинской интеллигенции.

В поисках движущей силы писатель неоднократно обращался к образованным кругам, к украинской интеллигенции. Разнообразные типы людей этой общественной группы, их идейные стремления, споры возникают в повестях «Облака», «Над Черным морем», а также в произведениях других прозаических жанров «Сумасбродка», «Неодинаковыми тропами», «Гастроли», «На гастролях в Микитянах», «Удивительный похороны». В повести «Тучи» И. Нечуй-Левицкий изобразил представителей двух поколений украинской интеллигенции второй половины XIX в. - Дашковича и Воздвиженского, одинаково далеких от проблем простого человека.

Жизнь украинской интеллигенции показаны на фоне характерных явлений кризиса феодально-крепостнических отношений и первоначального развития буржуазной эпохи, когда активно формировались нации, остро вставали вопросы национальной культуры.

По сравнению с предыдущими произведениями в повести в большей степени проявляется стремление писателя рассматривать общественные отношения и конфликты в сугубо национальном, а не в социальном аспекте. Так, антиподом образованных и порядочных украинцев Дашкевича и Радюка встает выходец из Тулы, карьерист, ненавистник украинского языка Воздвиженский, также - надменная салонная дама, виразниця шовинистических представлений столичных дворянско-помещичьих кругов, француженка по происхождению, вдова генерала-немца, которому было доверено калечить души подрастающего поколения украинцев в институте благородных девиц, мадам Турман и уже доморощенный моральный урод, карьерист Кованько.

Носители украинской идеи - Дашкович и Радюк душой болеют за судьбу Украины. Однако, взгляды главных героев «Облаков» оказываются в дискуссиях, в их просторных самороздумах - практической же реализации замыслов, например, Радюка в произведении не показано. Более того, ентузіалістичний герой, испугавшись осуждения местных господ и барышень, немедленно выезжает на Кавказ. Не логичным кажется такой поступок патриота Радюка, но только тогда, когда рассматривать его поступок вне тогдашней исторической эпохой и политической ситуацией в Украине. Тогда наказывали за украинское слово, украинскую книжку, за все украинское. Жизненная перспектива для Радюка - носителя украинской идеи - намечалась очень печальная - заключения или ссылки, когда бы он оставался и дальше в Киеве. Конечно эти факты находятся вне содержанием повести, возможно, через цензурные требования, но на такой вывод наводит тогдашняя историческая действительность.

С другой стороны мы не можем отвергать факта противоречивого отношения автора к своему герою: он то любуется им, то иронизирует над ним, выявляя недостаточность его программы. Отсюда можно сделать вывод, что писатель чувствовал пропасть между мечтами Радюка и реальным положением крестьянства.

Символический сон-видение старого профессора, бывшего «народолюбця» Дашковича подводит читателя к мысли, что в денационализации интеллигенции виноваты не только «черные тучи», «мутное море», а ее собственная беспомощность.

Итак, герои писателя нередко выступают обиженными и виновными одновременно.

Характерно, что и сам Нечуй-Левицкий корректирует суждения перепуганных обывателей о революционности поступков Радюка с товарищами. «Вышитые рубашки и смушеві шапки испугали местных бюрократов. Они под той национальной покривкою видели что-то страшное, совсем не те просветительские и культурные поезда и замеры, что таились ней». Думается, что кое-кто из литературоведов безосновательно приписывает Радюкові черты революционной молодежи. Искренен в своих симпатиях, он в практической деятельности остается по большей части, как и герои повестей А. Конисского, рыцарем фразы, а не дела. Будучи хорошо осведомленным с кружком либеральной киевской молодежи 60-х годов XIX в. писатель в основных чертах передал ее настроения, объективно отразил не только ее ентузіалістичні порывы, но и слабое понимание общественных процессов, жизненную незагартованість.

Тогдашний украинский читатель не привык к таким серьезным произведений об интеллигенции. Массовое чтиво, которое состояло тогда из французских любовных романов, всегда было популярнее от серьезной, идейной, интеллектуальной литературы. Повесть «Облака» стала для украинской прозы явлением, которое породило ряд так называемых «идеологических» прозаических произведений, О. Конисский, Б.гринченко, Панас Мирный стали достойными продолжателями литературных начинаний И. Нечуя-Левицкого.

Повесь «Облака» И. С Нечуя-Левицкого стала колыбелью украинского народнического и понародницького романа.