Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Чем отличается роман от эпопеи?

Роман, за исключением исторического, художественно исследует жизнь отдельного человека, перипетии ее судьбы, ее ежедневные заботы и духовные поиски. В эпопее же речь идет о каком-то выдающемся историческом событии, которое оказала решающее влияние на жизнь народа, нации. Итак, главное различие между двумя жанрами - в предмете изображения.

В античные времена эпопея наиболее полно отвечала эстетическим запросам эпохи, играла ведущую роль в развитии литературы, а это, в свою очередь, не давало возможности утверждаться романа как эпоса частной жизни. С исторической точки зрения эпопея, возможно, как никакой другой жанр, потерпела метаморфоз. ее возникновение связано с художественной обработкой мифов, циклов народных песен, преданий, легенд героического характера, посвященных значительным историческим событиям или личностям. Так, народное осмысление событий Троянской войны стало основой всемирно известных эпопей Гомера «Одиссея» и «Илиада». Это большие стихотворные эпические произведения (их еще называют героическими поэмами), стержнем которых важное историческое событие общенародного значения, изображена очень подробно, с многочисленными подробностями, с широким охватом различных сфер жизни - политики, быта, обычаев, семейных отношений и т.п. Такие произведения, но в разные времена появлялись почти у всех народов. У древних индейцев это «Махабгарата» (X-VII вв. до н.э.) и «Рамаяна» (i в. до н.э.), у немцев - «Песнь о Нибелунгах» (XII в.), у скандинавов - «Эдда» (XIII в.). Уже в начале XIX вот.

из народных героических песен возникает финская поэма «Калевала».

Гомеровские эпопеи стали образцом для подражания. Под их влиянием позже появляются такие произведения, как «Энеида» Вергилия (i в. до н.э.), «Неистовый Роланд» Л. Ариосто (XVI ст.), «Генриада» Вольтера (XVIII ст.). С упадком классицизма таких эпопей не писали Однако сам термин остался, приобретя другое значение. Им стали называть великие эпические произведения, в которых судьба отдельного человека осмисливалась на широком фоне исторических событий определенной эпохи. Речь идет о романы-эпопеи, такие, как «Война и мир» Л. Толстого, «Fata morgana» М. Коцюбинского, «Сестры Ричинские» И. Вильде. Претерпит изменения и героическая поэма: уменьшается ее объем, внимание концентрируется на реалистическом изображении нескольких эпизодов знаменательного исторического события. Наряду с героической поэмой развивается и комичная, что противостоит высокой эпопеи, а иногда даже высмеивает ее. Больше всего переделок (травести) потерпел произведение древнеримского поэта Вергилия «Энеида». Так, французский поэт XVII в. Скаррон в шутливой форме высмеял античных богов, немецкий поэт Блюмауер (XVIII в.)--религиозный фанатизм, россиянин Осипов (XVIII ст.) - невежество. Обратился к сюжету «Энеиды» И. Котляревский, «переодел» античных героев в украинскую одежду и яркими реалистичными красками обрисовал картину украинской жизни конца XVIII ст.

Такой сложный путь развития эпопеи обусловил ее место в иерархии жанров, а также существенные отличительные древних эпопей от аналогичных произведений нового времени.