Проблема выбора, ответственности за него и его последствия - одна из сквозных в творчестве Лины Костенко. Оригинального художественного воплощения она понесла в драматической поэме «Дума о трех братьях неазовских». Само название произведения сразу отсылает к известному фольклорному источнику- «Думы о трех братьях азовских» и определяет художественную рассказ как доказательство «от противного». Уже в авторском подзаголовке отмечено, что старинный лейтмотив преданного брата «звучит то тише, то громче, в зависимости от ветров истории». Вот и имеем предпосылки для выбора, потому что чем более беспощадные и яростные «ветры истории», тем сложнее, им наперекор, решиться на отчаянный, но нужный шаг.
Один из трех казаков, обреченных к смертной казни, - Сахно Черняк - сделал свой выбор и сделал тот шаг, после которого нет возврата. Собственно, тем его поступок и впечатляющий, что осуществлен без всякого принуждения и даже не вызван какими-то непреодолимыми внешними обстоятельствами. Томиленко и Павлюк едут на казнь, «потому что должны»: «Потому что нас везут. Нас выдали свои». Юный Сахно - не казацкий предводитель и не зачинщик неповиновения. Нет, он не предатель или отступник. Но его хата вполне могла бы быть «с краю». Однако рыцарская честь не позволила бы ему остаться в стороне. Вот и едет Черняк на том стратенницькому телеге, который преодолевает не только пространство, но и время, разминаясь с «деревьями, людьми, небесами, звездами». Разминается с былой славой и прошлой позором, которая обжигает его, ибо «и Наливайко же выдали свои». И на любые попытки старших собратьев прогнать, а то и просто столкнуть его с того рокового смертницького телеги (так же молод, так же будет вроде бессмысленной его добровольная гибель - и, может, даже в думе не вспомнят), Сахно Черняк отвечает:
Я еду с вами не по честь и славу.
Я еду с вами, потому что мне так легче. ...
Не из-за вас я еду, а для себя...
И сразу аж две параллели к «за» и «против» такого поступка. Стоят себе два дяди - и провожают глазами осужденных. И озвучивают разными голосами те «за» и «против»:
Каким же надо быть мужчиной,
Чтобы так на смертную казнь за своих пойти!
- И не тю? Видимо, он просто дурак.
Чтобы так за кого голову положить?!
И женщину хорошую, - что же ему еще?
А другая параллель - неверные «азовские брать» из думы и вечный Дон Ки-хот, что в этот раз застрял копьем в украинском ветряке. Блестящая авторская находка и грустная ирония...
Но в том и дело, что «азовские» с «азовскими» едут в разных направлениях: первые - от смерти, вторые - в смерть. В ту мученическую, казацкую, на которую от врага «заработали». И за то Павлюкові с Томиленком расходится как раз покинуть «младшего брата», в противовес двум песенным е-192
роям, которым бы следовало «не покидать». В «среднему брату» можно видеть начало конца рыцарского достоинства. «Старший» - то уже сам конец: ни жалости к преданной родного человека, ни отваги, ни чести; бросил на растерзание преследователям и стремглав помчался прочь. А что же «средний»? Бежать - но брату «дорожку примечать», «милосердіє имея»; домой счастливо добраться, а потом - родителям покаяться в грехе. На такого мог бы скидываться и Черняк, если бы той кровавой ночи, когда главарей выдали врагам на определенную смерть, он оказался слабодухом и хотя бы просто отошел в тень. Но Сахно Черняк - из другой породы, потому что уже понимает, что для него обернулось бы проклятием:
Как не поеду, буду ехать вечно.
Ничем не відпокутуюсь, ничем!
Что же потомки, дети двадцатого века? Наслухають, удивляются и пытаются научно классифицировать самоубийственный выбор казака. Закладывают компьютерные программы для создания думы о молодого рыцаря. В машине шипит и щелкает, горят трансформаторы, и кажется, вот-вот пойдет дым из технического мыслителя. Как-то оно словно рационально и не «переваривается». Потому что здесь - немного другой инстинкт самосохранения, который отвечает не за «шкуру», а за нечто гораздо более существенное и долговечнее - за гордый дух, за то, что есть лучшего в Человеке.