Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Трагедия (греч. tragoedia, букв.: козлина песня) - драматическое произведение, который основывается на остром, непримиримом конфликте личности, стремящейся максимально воплотить свои творческие потенции, с объективной невозможностью их реализации. Конфликт Т. имеет глубокий философский смысл, является чрезвычайно актуальным в политическом, социальном, духовном планах, отмечается высоким напряжением психологических переживаний героя. Т. почти всегда заканчивается гибелью главного героя. Каждая историческая эпоха давала свое понимание трагического и трагедийных конфликтов. По мнению древних греков, в их основе лежало вмешательство рока в судьбе отдельных людей, поскольку существующий миропорядок и судьбы людей полностью зависели от него. Такой взгляд ярко проявляется в античной Т.наприклад, в произведении Софокла "Эдип-царь" главный герой Эдип как не старался, чтобы не сбылось зловещее предупреждение Оракула, однако так и не смог избежать убийства отца и женитьбы с собственной матерью. Серию убийств изображает Эсхила ("Агамемнон"): в гневе за то, что царь Агамемнон, спасая флот в Авлиде, принес в жертву богам свою дочь Ифигению, его жена без всяких колебаний убивает мужа, который только что вернулся победителем с Троянской войны. Орест, убивая мать, выполняет акт мести за отца. Климентина во всем обвиняет фатум: "Судьба в деле той виновницей есть". Идейно-художественное содержание античной Т. обуславливался мифологическим мировосприятием окружающей действительности греками. Драматургия более поздних эпох потеряла мифологическое видение мира. Конфликты Т. того времени в основном крылись в общественном строе. Уже не фатум, не воля богов, а реальные социальные обстоятельства определяли судьбу персонажей. В трагедиях Шекспира ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Отелло", "Гамлет") герои выступают борцами против старых устоявшихся обычаев и традиций. События из жизни шекспировских героев мотивируются внутренним развитием их характеров, проявляющихся в соответствующих обстоятельствах. Джульетта, Отелло, Гамлет вступают в поединок с соперниками, которые исповедуют противоположные, связанные с прошлыми временами, взгляды на жизнь, и гибнут, став жертвой общества, что отмирает. Т. классицизма базировалась на культе античности и разума. Конфликт в произведениях П.Корнеля ("Сид", "Гораций"), Ж.Расіна ("Федра") возник между чувствами героев и их обязанностями перед государством. Личное и государственное переплелось в непримиримом поединке. Позднее, в эпоху Просвещения, конфликт в Т. меняется, Например, в произведениях Вольтера его герои Заира, Сеид погибают, отстаивая просветительские идеи, борясь со сторонниками социального и национального гнета, фанатизма в вере. В украинской литературе зарождение Т. приходится на XVIII в. Первым произведением этого жанра считают "Трагедию о смерти посліднього царя сербского Уроша V и в паденії Сербского царства" М.Козачинського. XIX в., дало несколько образцов Т. ("Переяславская ночь", "Кремуній Одеял" Костомарова, "Савва Чалый" Карпенко-Карого, "Оборона Буши" м. старицкого). Литература XX в. заметно расширила горизонты украинской Т. 1918 появляется произведение В.Пачовського "Большой Роман", события которого разворачиваются в XIII ст. Семейная трагедия князя Ярослава Осмомысла стала предметом изображения в произведении м. Грушевского "Ярослав Осмомысл" (1917). Драматизма революции и гражданской войны посвящено трагедии в. Винниченко "Между двух сил" (1919). Личность и революция, герой и народные массы - эта проблема поднимается в Т. Я.Мамонтова "Когда народ освобождается" (922). Народной Т. глубокого социального содержания стало произведение н. кулиша "97" (1924). Позже появляются пьесы ю. яновского "Дума о Британке", О.Левади "Фауст и смерть", Я.Баша "Профессор Буйко".