11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ИВАН КОЧЕРГА
Патриотический пафос драмы И. Кочерги «Ярослав Мудрый»
В тревожные годы взгляды художников часто обращались в далекое прошлое нашей Родины, ища там ответы на вопросы. И тогда герои прошлого становились рядом с героями современности, будили чувства любви к родной земле и ответственности за судьбу Отечества. Иван Франко писал, что исторические произведения появляются тогда, когда в них возникает потребность и когда люди находят в них ответы на острые вопросы современности. Эта закономерность ярко прослеживается на примере драмы И. Кочерги «Ярослав Мудрый». События, изображенные в произведении, отдаленные от нашего времени чуть ли не на тысячу лет. Что бы, казалось, могло объединять древних русичей с людьми середины XX века, что могло быть общего в их чувствах? Все изменилось со временем, кроме любви к родному краю. Когда решается вопрос - быть Родине свободным или не быть вообще, на передний план вступает священная ответственность за ее судьбу, за ее будущее.
В 1944 году, когда И. Кочерга писал свое произведение, весь мир был в пожаре войны и с надеждой смотрел, как, напрягая все силы, войска Советского Союза сражались с фашизмом. Чтобы победить в этой борьбе, мало только военной силы. Людей должна была объединить большая любовь к Отчизне, вера в победу. Идея патриотизма пронизывает всю драму «Ярослав Мудрый».
Князь Киевской Руси Ярослав Мудрый несет на своих плечах большую ответственность за судьбу родной земли. Много времени он провел в военных походах, собирая под свою руку земли. В мирное время развивает государство, собирает библиотеку, строит храмы. У него болит душа от того, что постоянные распри, междоусобицы между князьями мешают Киеву стать могущественным государством, выстоять против нашествия кочевых племен и посягательств воинственных северных соседей. Ярослав всеми доступными ему способами пытается положить конец междоусобицам, объединяет Киевскую Русь, действует продуманно, твердо и, если надо, жестоко. Он мечтает о времени, когда займется дорогой его сердцу делом - будет строить города и храмы, «наряжать» землю Русскую, распространять искусство, грамоту, «книжную мудрость». Но на пути к осуществлению мечты стоит много препятствий, и одно из них - варяги, которые стремятся покорить Русь. Ярослав отстаивает национальную самобытность страны. Хотя сам он наполовину варяг, и с гордостью говорит, что в его жилах течет русская кровь его бабы, и это роднит князя с народом. Он решительно отвергает легенды о норманское происхождение Руси, а варяги для него - чужие люди, которые «на Русь по золото плыли». С патриотическим пафосом он говорит:
Мне не надо пышных этих сказок,
Что предков нам ищут где-то за морем.
Народ мой здесь, на родных этих просторах,
От Киева до Ладоги живет.
И не заброд Исландии строгих -
Меня своим предком пазове!
Словами своего героя Иван Кочерга дает отпор фашистским идеологам, которые «научно» доказывали, что в седые времена славяне призвали на княжение германских военачальников, а потому самой судьбой арийцам было суждено править «низшей славянской расой».
Настоящий патриот - это человек, который ставит интересы Родины выше своих собственных. Таким был новгородець Никита, который пришел в Киев отомстить Ярославу за смерть отца и за обиды Новгороду. Но, поняв, что Ярослав на первое место ставит интересы всего государства, отказывается от мести. Когда на Киев напали печенеги, Никита стал в ряды его защитников и «честно умер за Русь на поле брани».
Другой герой драмы - каменщик Журейко тоже считает Ярослава своим врагом. И забывает о собственной несправедливости, узнав о заговоре против князя. Он защищает Ярослава из любви к Родине, ведь понимает, что Ярослав Мудрый - это та единственная сила, которая сможет объединить русичей в борьбе против многочисленных врагов и в построении сильного государства.
Герои произведения. Кочерги «Ярослав Мудрый» - настоящие патриоты. Они жили, работали ради Отечества, ради нее положили свою жизнь. их подвиги должны стать примером для нас, их далеких потомков.
|
|