Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО БЫТИЯ НАЦИИ В РОМАНЕ А. ГОНЧАРА «СОБОР»

Часы вечности медленно отсчитывает последние мгновения второго тысячелетия, а нажахане человечество вглядывается в лицо новой эпохи. Что там, за порогом тысячелетий? Сплошные проблемы - голода и перенаселения, ядерной катастрофы и экологического кризиса. И едва ли не важнейшей среди них является загальнопланетарна проблема утраты духовности. Когда одного из известных политиков Збигнева Бжезинского накануне нового, 1992 г„ спросили, в чем он видит наибольшую опасность для человечества, то получили такой ответ: «После угрозы ядерной войны опасностью номер один я считаю духовную пустоту, моральную деградацию людей, превращение их в сытые и тупые машины, приспособленные для удовлетворения материальных потребностей».

Проблема возрождения утраченной духовности особенно остро стоит сегодня и перед нами, украинцами. Как же могло так случиться, что народ, который всегда занимался своими святынями, который поражал странствующих чужеземцев своей влюбленностью в красоту, народ, который дал миру первого славянского философа Григория Сковороду, оказался духовно обокраденным, охладевшим к родному языку, культуре, истории? Сегодня мы знаем ответ на этот вопрос.

Кажется, сколько существует украинский народ, столько и ведется между ушлыми соседями борьба за господство над ним. С болью в сердце говорил об этом Сергей Параджанов: «Вики чинилась игра какая-то с Украиной - жестокая и страшная! Кровавые игрища! Коррида!»

Наши враги хорошо знали: пока существуют язык, песня, духовность народа, он - непобедим. И поэтому первые их удары были направлены против этих духовных святынь. Сжигались книги, разрушались храмы, запрещался язык. Но все это, пережитое Украиной за века, не сравнить с тем, что происходило в последние несколько десятилетий: гражданская война и голод 1933-го, массовое уничтожение интеллигенции большевиками и фашистский геноцид, преследование инакомыслящих и угроза экологической катастрофы.

Историческим хламом, который своим существованием питает «корни украинского буржуазного национализма», считали в центре соборы, рушники, писанки, вышитые рубашки, язык, обряды и верования народа. И с 30-х годов начали их методичное уничтожение. Позже Андрей Вознесенский напишет: «Сталин убил не просто миллионы людей. Он убил человеческие души, несколько поколений людей за жизнь сделал мертвецами. Рождались поколения рабов, поколение, которому на все наплевать. Как Сталину удалось убить душу? Относительно этого он был умным человеком: уничтожал лучшие произведения искусства, в частности памятники зодчества». Один пример: только за десять «хрущевских» лет во всем Советском Союзе было закрыто 10 тысяч церквей. Голоса тех, кто среди кровавого торжища осмеливался протестовать, тонули в славослов'ї вождям и навечно умолкали в бесконечных северных просторах империи. Казалось, дух народа сломлен в жестокой борьбе. И вдруг, среди мертвотної тишине брежневского «благоденствия», неожиданно, как набат, прозвучал на всю Украину голос Олеся Гончара. В своем романе «Собор» (1968 г.) писатель затронул болезненные проблемы сохранения природы, исторических святынь, культурного наследия народа.

Главным образом романа является собор - символ человеческого духа, чистоты, человечности, веры в прекрасное и неземное. В одной из своих статей Олесь Гончар вспоминает, при каких обстоятельствах он впервые увидел храм, который позже опишет в своем романе:

«...после первого ранения, после госпиталя на Донбассе, с Мариупольского виздоровбату по тревоге было брошено нас в район Днепропетровска на оборону, как нам сказали, днепровских мостов. Ночью вивантажувались мы с эшелонов в Новомосковске, и впервые тогда в полумраке темноты, как что-то фантастически прекрасное, открылся мне знаменитый казацкий собор. Словно отозвался бойцов самый творческий гений народа, героическая и многострадальная наша история».

Защищая бессмертное творение человеческих рук, Олесь Гончар утверждает: «Он принадлежит не только нации, которая его создала. Он принадлежит всем людям планеты! ... Те, что строили его, они думали о вечности. Человеку свойственно стремиться к вечности, находить в ней для себя цель и вдохновение. Вряд ли вообще есть что-то достойнее, как совершенствовать свой дух, увековечивать себя в творениях своих и дарить их потомкам. ... И когда те, далекие, прийдущі, вынырнув из глубин вселенной, когда приблизятся к нашей планете, первое, что их удивит, несомненно, будут ... соборы!»

Роман Олеся Гончара стал своеобразным ответом на вопросы, которые волновали и мучили многих в том стандартизированном обществе, где ценности измерялись килограммами сала и мяса на душу населения. Вот эти вопросы: «Что является мерилом духовности народа и людини15». «Как сохранить духовное богатство нации?», «Какие традиции и святыни помогают ей не потерять своего лица, выстоять среди разрушений и потрясений?»

Мучительно размышляя над этими проблемами, писатель обратил свой взгляд на древние соборы, что с давних времен возвышаются на нашей земле. Это не просто замечательные архитектурные сооружения, убежден Олесь Гончар, а настоящие крепости человеческого духа. К сожалению, мы только сейчас открываем для себя истины, которые были хорошо известны нашим далеким предкам. На самых высоких точках нашей земле строили они храмы олицетворяли высшую духовную ценность нации, что были одновременно и голосом предков, и завещанию «потомкам, которые не имеют права отречься и запродатися чужим богам» (Есть - Сверстюк), Каждое новое поколение должно услышать этот голос, выполнить этот завет. «Оно должно передать эстафету, выстроить свой самый высокий Собор - в этом его большая дума, великое призвание».

Когда же люди не осознавали своего морального долга, когда главными для них становились материальные ценности, они теряли свою духовность и деградировали, не оставив никакого следа в памяти следующих поколений. Как справедливо замечает Е. Сверстюк, «разве вспоминают кого-то за то, что хорошо ел, одевался, ради этого работал и стремился еще лучше?».

Вера в Бога, в высшие ценности делала людей лучше, одухотворенішими. Благодаря этой вере они умели терпеть горе и лишения, учились жертвовать материальным благополучием ради высоких идеалов, спасали свои души от морального опустошения и растления. Очень хорошо сказал когда-то об этом в своем дневнике Александр Довженко: «Я начал молиться Богу. Я не молился ему тридцать семь лет, почти не вспоминал его. Я его одкинув. Сейчас я постиг небольшую каплю своей притворства. ...когда я почувствовал и понял малость и ничтожество великих людей, и жестокость, в объятия которой нас брошен навеки - я подумал, что все ошибались. Ошибался Шевченко, Франко, крупные российские мыслители... «Нет Господа на небе». Конечно, нет. И Матери Божьей нет. Он не существует. Он является. Или его нет... И стал я думать, что страшно и убого на свете, когда его нет, вот как сейчас, например. Он есть, он был у Павлова, Мичурина и, очевидно, был в Дар-вина, как у людей глубочайшего синтеза, как инфантильно, то есть изначально поэтически персонифицированная идея прекрасного, идея хорошая, то есть то, что поднимает духовную структуру человека над обычной суммой ее физиологических процессов, делает человека добрым, человечным, духовно высоким, что дает человеку чувство состраданія», без которого человек не человек.

Бог в человеке. Он есть или нет. Но полное его отсутствие - это большой шаг назад и вниз. В будущем люди придут к нему. Не к попу, конечно, не до прихода. К божественному в себе. К прекрасному. К бессмертному. И тогда не будет гнетущей серой скуки, звірожорстокого, тупого и скучного, безрадостного будней» (2.01.1946 г.).

Отрекшись от Бога, от божественного, разрушив соборы или превратив их в складские помещения, мы разрушили и собственные души. Ведь им, нашим душам, не сало нужно и мясо, а любовь, доброта, милосердие, то есть все, что делает человека лучше, поднимает над скудным и обыденным в вузе сферы духа. Что осталось бы для нас от героизма предков, если бы они не составили песни, не соорудили храм?»

Читая роман Гончара, задумываешься: «Откуда же берутся такие люди, как Володька Лобода, когда и почему они из обычных людей превращаются в карьеристов, бюрократов, «батькопродавців»?» Ответ ясен: это плоды ужасной тоталитарной системы. Видимо, не один бюрократ узнал себя в этом образе, что стал отрицательным символом эпохи. Появился даже новый термин - «лободизм». Как пишет М. Наєнко, «производный от персонажа произведения Володьки Лободы, он бил в самую точку существующего диктатурного режима, ибо сочетал присущие ему служебное висуванство, властолюбие, посягательство на свободу человеческую и много других общественных аморальностей».

Отец Володьки, Изот Лобода, - полная противоположность своему сыну. Он не может оставаться равнодушным к тому, что творится вокруг него, откровенно говорит то, что думает: и какие нелепые решения принимаются «наверху», и как из Каховского водохранилища сделалось болото («пол-Украины пустили на дно, думали, море построят, а построили болото! Гнилью цветет, воняет на всю Украину!..»). Беспокоит Ізота Ивановича и проблема духовности человека: «Беда только, когда задрімає товарищ Дух... Вот, говорим, больше сала и мяса на душу. Это, конечно, хорошо - без этого не проживешь. Ну, а как станет по пуду сала на душу, как жиром ее зальем, то уже и счастья до краев? Никакой боли она не почувствует, ничего ей больше не надо».

Сегодня, когда мы знаем правду и экологические беды Украины, и о чернобыльской катастрофе, нельзя не подивиться прозірливості Олеся Гончара, который много десятилетий назад в своих произведениях предупреждал соотечественников о последствиях, которые может иметь преступное отношение к природе. Один из героев «Тронки» капитан Дорошенко говорил:

«Малой стала планета, а человек великаном стала. Она может разрушить это небо, хотя и не может его создать вновь. Способна сжечь тучи, что вот порозовели на востоке, но опять не вытворит их. Во власти человека - отравить воздушную оболочку планеты, отравить воды океанов, хотя затем очистить их она уже никогда не сможет-Но если человек может так много, то под силу ей и прекратить все это! Стоим на том рубеже, когда планета, этот великолепный корабль человечества, нуждается в защите...»

Собор, эта «поэма степного казацкого зодчества», незримо присутствует на каждой странице романа, в размышлениях героев, в взволнованных словах автора. Он, собор, как живое существо, стоит на страже духовных ценностей и первым принимает на себя удары одичавших янычар, что, посягнув на него, целться в самое сердце народа. Но неистребимый народный дух. И не случайно герой романа Николай Баглай остается жить и сеять добро среди людей. Прощаясь с Зачіплянкою, мы видим собор уже другим: «Не видно облупленості, ржавчины на куполах, ночь скрадывает на нем все травмы времени. ... И пока пылает, дышит небо по всему Наддніпров'ю, стоит среди заводского поселка весь освещен, парусноповний и чистая, как тогда, в древности, когда впервые здесь возник, вичарувався с души своих мудрых и сильных мастеров».

Устами своих героев Олесь Гончар призывает нас беречь соборы совести, искренности, красоты, правды, любви к людям: «Соборы душ своих берегите, друзья... Соборы души.». И если мы все прислушаемся к этим словам, то минует угроза духовной пустоты, угроза превращения людей в ходячие желудки. Только глубокое осознание всеми нами значимости духовных потребностей и устремлений человека поможет каждому из нас прийти «к божественному в себе. К прекрасному. К бессмертному».