Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛИНА КОСТЕНКО
Проблема «художник и народ в романе Лины Костенко «Маруся Чурай»

Найчільніше место в произведении занимает другая проблема литературы - художник и народ, художник и общество. Главная героиня романа Маруся Чурай вполне справедливо показана Линой Костенко как гениально одаренный художник, как один из создателей украинских песен, которые приобрели широкое распространение и принесли всемирную славу нашего народа, во времена, когда жила Маруся Чурай, украинская письменная литература через определенные условия была еще слабо развитой. Однако народ имел своих художников, которые были его голосом, его душой. Маруся Чурай - одна из них. За Линой Костенко, она имела собственное понимание задачи художника, общественного значения его творчества. Поэтесса, рисуя образ своей предшественницы - украинской піснетворки XVII века, внесла в его структуру многое из своего времени, из своих личных отношений с украинским «застойным» обществом 70-80-х годов:

А ты поешь - душу всю в дрожь.

Бывают, может, и лучшие голоса,

Но такого второго нет.

На первый взгляд может показаться, что Маруся как глубоко лирична, полна любовными переживаниями девушка, полностью лишена общественного сознания. Однако это не так.

В романе показано украинский народ как народ, в непрекращающихся битвах отстаиваю свою свободу и независимость. Изображения полка, отправляется в поход, является сквозным в романе. Это полны патриотического смысла картины. Маруся всегда была участницей этих проводов. Даже находясь в заключении, она мысленно была с полком, что очередной раз отправлялся в поход. Женственность Маруси будто оттеняет мужество воинов. Маруся не принимает непосредственное участие в войне - это все же не ее дело. Однако ее песни были, как оружие, нужны борцам за волю украинского народа. Об этом сказано словам Ивана Искры:

Когда в поход выходила батава, -

ее песнями плакала Полтава.

Что нам было нужно на войне?

Сабли, знамена и ее песни.

Победы наши, муки и руины

Бессмертные будут в ее словах.

Она же была как голос Украины,

Клокотавший в наших корогвах!

Как дочь патриота-воина, который погиб за Украину, Маруся прежде всего ценила в мужчине способность защищать Родину. То, что ее возлюбленный Григорий принимал участие в освободительной войне, вызвало у нее гордость:

А я все жду. Да и не такая бедненькая.

Не думай, Грицю, действительно не такая.

Потому что я жду не кого, а мстителя,

Я рыцаря жду, казака.

В общем Маруся оценивает мужчин по тому, насколько они являются патриотами Украины и насколько способны держать оружие в руках ради ее защиты. Так, с большим пренебрежением она думает о Ромашка Струка, «оружия и не брал в руки».

Где стоял, где-то втихую пересидел

На пасеке или, может, в лободе.

Никто его в походах и не видов.

Маруся коснувшись душой всенародного горя, становится спокойнее, ибо теряет право считать, что ее горе самое тяжелое:

С тех дякових болтовни

Все чаще вспоминаю единственную, -

Ту самую печальную радость, право:

Кому на свете хуже, чем тебе.

Кажется, что поэтический гений должен был бы заставить Марусю составить новые песни о страданиях украинского народа. Казаки, отправляясь в поход, девушки, идя берегом, поют Марусиних песен:

Выходит полк. Иван под хоругвями.

И я конец пути в стороне стою.

Моя душа дрогнула словам.

Поют песню, Боже мой, мой!

Девушки вчера шли берегом

И запели: «Ой, не ходи, Грицю».

То была не просто песня, сочиненная художником, то был мучительный жизненный опыт, то было именно израненное жизни Маруси. Поэтому роман и заканчивается таким мучительным криком:

А я стояла... что же мне кричать?..

Какие мне сказать им слова?..

Дівчаточка, дівчаточка, девушки!

Это не пойте, я же еще жива.

Именно в этих словах раскрывается судьба художника, который и заветное должен пустить на люди, даже если ему самому от этого будет больно.

Маруся - национальный тип. У нее песенная душа, что так отвечает песенной души ее народа.

По образу Маруси Чурай перекликается образ Богдана Хмельницкого, который спас ее, потому что вспомнил свою жену, которой когда-то собственноручно подписал смертный приговор:

Такую певицу покарать за горло, -

Да это же не что, а песню задушит!

Где-то так думала и сама Маруся:

Песен нет - и меня нет.

Совершенно противоположная оценка обывателя Горбаня:

При чем здесь песни?

Очень близкой к взглядам Горбаня есть мнение Бобренчихи:

Это что-то для девки, сын, высоко.

Не верю, чтобы составляла это она.

Приводя такие контрастные взгляды на песню, автор романа доказывает, что приземленные, мелкие, серые люди никогда не смогут оценить силу настоящего искусства. Воспринимать высокое и величественное способны лишь такие же заметные и неординарные личности, как Маруся Чурай, Иван Искра, Богдан Хмельницкий.

Песня живет в народе. В романе она не просто льется из души ранимой, лирической натуры. Ведь даже составив уже не одну песню, Маруся только тогда «тронула впервые слово», когда услышала мнение о своем отце. Именно этот внешний толчок открыл для нее бессмертие силы слова. Она осознала, как идут в смерть и возвращаются навеки в душе. И уже тогда, видимо, смысл ее песен начало выходить за пределы интимного, личностного. Видимо, поэтому они и пережили века.

Еще полнее осознание своей причастности к судьбе народа вигранюється в совместных путешествиях с дьяком, который пробуждает то, что существовало в Марусе на подсознательном уровне. Именно после дякової проповеди о кровавого палача Украины Ярему Вишневецкого, уродливого отпрыска увенчанного думой героя Байды.

Лине Костенко удалось воссоздать вероятную песенную интерпретацию рассказы дьяка - в думе, что спела Маруся, когда жгучие «слова на голос обращались». Это резкий переломный момент в отношении к ней самого дьяка. Если до сих пор он будто просвещал свою простую спутницу, то отныне перед нами диалог равных, по крайней мере - это чувствует сам дьяк. Удивлению Марусиного путника собеседника нет границ:

Э, девушка, я слушаю, да и безразлично,

Что ты поешь не о том Байду уже.

А голосочек! То чего же ты скрывалась?

То все молчишь, то я аж опешил.

Пел и я на хоре и на клиросе,

И знаю светское и духовное пение.

Дишканти слышал я, тенора, басы.

А ты поешь - душу всю в дрожь.

Бывают, может, и лучшие голоса,

Но такого второго нет!

Да и не лишнее отметить, что Богдан Хмельницкий называет песни Маруси именно «перлом многоцінним».

Чтобы спастись от необычно невыносимой боли, приготовила Маруся Чурай себе горький бокал напитка. Он миновал ее. Однако судьба преподнесла еще один бокал горечи, который хоть физически и не спасает уже больную туберкулезом девушку, но оживляет ее душу, что снова открылась навстречу и человеческой беде, и красоте жизни. Отменено соглашение о перемирии со шляхтой, Украина снова загорелась освободительным огнем, снова с ее, Марусиними, песнями отправляется в поход Полтавский казачий полк:

Цветет земля, задивлена в свободу,

Аж даже жить хочется мне.

Этот спасен бокал горечи пришлось выпить легендарная певица, чтобы навеки остаться в памяти народной своим очистительным болью, своими лирическими произведениями.