Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Музыкальность поэтических образов Павла Тычины

Одной из главных особенностей замечательной поэзии II. Г. Тычины было его мировосприятие через музыку. Когда читаешь его произведения, кажется, что музыка сопровождает каждую строку стихов, а потом еще долго живет в душе, волнует и радует. О том, как поэт был влюблен в музыкальные темы, как владел мастерством переводить красоту людей, величие времени, красноречиво свидетельствуют его произведения: поэма - симфония «Сковорода», фуга «Шумы, эпоха наша!», реквием «Похороны друга», «Дума о трех Ветров», «Песня о гармонии», песня-ноктюрн «Вы знаете, как липа шелестит», стихи сборника «Солнечные кларнеты», «Музыкальное утро в консерватории», кантата «Марии Заньковецкой».

Ярким примером сочетания слова и музыки его поэзия «Солнечные кларнеты».

Сборник «Солнечные кларнеты» в 1918 году стала этапным событием в украинской литературе. Л. Новиченко назвал ее «одним из наймузикальніших творений в мировой поэзии».

Мир «Солнечных кларнетов» полон звонких и пастельных красок и звуков. Световые и звуковые краски создают световую музыку солнечных кларнетов, которые, по определению одного из исследователей П. Тычины А. Никовского, напоминают «что-то вроде длинных блестящих трембит в руках ангелов... Кларнеты - это сурьмы света, космического ритма, трембиты, сотканные из лучей».

Среди этих стихотворений особое место занимает «Арфами, арфами...», как исключительное явление в художественной литературе. Этот стих пленяет музыкальностью, мастерским переводом лирического содержания на язык музыки. Тичинова арфа якобы наполняет нежностью, мелодичностью, строки потихоньку завораживают. Она звучит на протяжении всего произведения и мягко омузичує все слова. Даже слова «смех», «плач», «думы», «расстроена» воспринимаются как мнимые мелодии, определяющие содержание задумчивого поэтического произведения.

В нем также слышно мажорное звучание, разнообразное за цветными оттенками: «золотыми арфами», «цветами - жемчугом», «ніжнотонними думами», «плач... перламутровый», «поточки, как колокольчики» и прочее.

Впечатляющая сила гармонии стиха «Арфами, арфами...» заключается в сочетании слова и звуковых образов, в четком ритме, в композиционном строе. Этому подчинено и симметричное размещение строк, начало каждого куплета с паузой, обозначены тире, а именно: «Арфами, арфами», «Думами, думами», «Стану я, гляну я», «Любая, милая». Такие словосочетания напоминают главную тему, фиксируют душевные движения лирического героя.

Арфами, арфами -

Золотыми, громкими обозвались рощи

Самодзвонними:

Идет весна,

Душистая,

Цветами - жемчугом

Закосичена.

Своеобразие стиля П. Тычины оказывается не только в восхищении природой весны, но и в глубоких размышлениях, которые вводят нас в волшебную весеннюю музыку:

Думами,думами -

Словно море кораблями,

переполнилась лазурь

Ніжнотонними...

Волшебная музыка произведения «Арфами, арфами» такая же солнечная, жизнерадостная, полна теми же глубокими настроениями, которыми обладает вся поэзия Павла Григорьевича Тычины.