Еще совсем недавно, всего несколько лет назад, тема «Антирелигиозные" мотивы в творчестве Т. Г. Шевченко» была обычной в школьных программах и в литературоведческих исследованиях. И вот сегодня мы уже говорим о религиозности поэта. Есть ли здесь парадокс? Да, но только на первый взгляд. Очевидно, Шевченко творчество дает основания утверждать как одно, так и другое. Дело лишь в том, какой человек бросает взгляд на одни и те же слова, поэтические строки, мысли, как прочитывает их, как воспринимает - холодным умом, горячим сердцем. «Самого главного глазами не увидишь», - говорил Экзюпери устами Маленького Принца. И был прав. Если воспринимать произведения Шевченко только глазами, то есть видеть только букву, а не дух, то без особых трудностей можно найти много строк, что рисуют поэта атеистом, богоборцем или богохульником. Вот строки из «Завещания»:
Как понесет с Украины
В синєє море
Кровь вражескую ... вот тогда я
И поля, и горы -
Все брошу и полыни
До самого Бога
Молиться... а до того
Я не знаю Бога.
А вот отрывки из стихотворения «Свет ясный! Свете тихий!»:
Будем, брат,
С багрянцем портянки драть,
Трубки из кадил закуряти,
Явленими печь топить.
А кропилом будем, брат,
Новый дом выметать!
Пусть не пугает и не удивляет нас «атеизм» этих строк. Возмущение и гнев поэта вызывает обрядность, лишенная смысла, с выхолощенным духом. Именно здесь причина такого, казалось бы, святотатства. И на самом деле это не святотатство, а возвращение домой идолов, что заменили человеку истинного Бога. Не так ли поступил Моисей с золотым тельцом, которое вынашивали иудеи вместо своего Бога? Шевченко не знает и не хочет знать Бога церковников и тех «откормленных монахов», которые превратили его в идола, приспособили для собственных нужд и собственной никчемности. Такое идолопоклонничество не имеет ничего общего с истинной верой. «Я так ее люблю... мою Украину убогую, что прокленами святого Бога...»
Если будем читать эти строки одними лишь глазами, а не сердцем, то будем видеть ужасное богохульство. Но вспомним слова нашего Христа о том, что нет большей любви, чем отдать свою жизнь за брата своего. Да и сам Бог так возлюбил мир, что отдал своего любимого сына ради спасения людей. И увидим, что в Его строках - высшая любовь и самопожертвование, вплоть до полного отречения от себя самого, полного пренебрежения личным.
Душа Т. Шевченко, как и всякого гениального человека, человека свободно мыслящего, не может принять фарисейства, культивируемого официальной религией, чувствуя его облудний мертвенный дух. Вспомним, например, «В катакомбах» или «Одержимую» Леси Украинки. В этих произведениях - то же, что и в Т. Шевченко: неприятие рабской покорности, подавленности духа. Ведь человеческий дух - гордый по природе своей, и это - не гордыня, а полыхающего Божественного огня в человеке, что рвется пламенем вверх, к небу. К Богу же, Истины тянется Шевченко всем своим существом, всей любовью своего сердца:
Молитесь Богу одному,
Молитесь правде на земле,
А больше на земле никому
Не поклонитесь. Все ложь -
Попы и цари...
{«Неофиты»)
Фарисейство, то есть подмена сути внешней обрядностью, было ненавистным Шевченко, потому что сам он жил духом, духом же и творил. Его стихи, их сила и кристальная искренность, одвертість, гениальная простота и совершенство говорят об этом. Ведь гениальность - это печать Божьего благословения на человеке. Устами гения, незапятнанными житейской суетою, как устами малого ребенка, еще не торкнутими горечью земной жизни, говорит истина. Без Божьего благословения и Духа человек не может творить, ведь творчество - это Бог. Все, что написано сильно и талантливо написано, безопасно, под вдохновением, что нисходит на человека свыше. В таком состоянии человек становится посредником между Небом и Землей. Так творили библейские пророки, так творит каждый гениальный человек. Поэтому пусть не удивляет нас пророческий дар Тараса - это закономерность для гения, а не слепая случайность или совпадение.
Лучшим ответом на обвинения Т. Шевченко в атеизме могут быть его слова из «Псалмов Давыдовых»: «Пребезумний в сердце скажет, что Бога нет».
И покиньмо, наконец, защищать поэта от бессмысленных ярлыков и посмотрим лучше на его поэтические строки, которые излучают сияние религиозного чувства. Строки, что не требуют комментариев или объяснений, ибо пронизаны нежной и трепетной любовью, которая говорит лучше за любые комментарии. Эти строки - стихотворные молитвы поэта, в частности молитва Тараса Пречистой Девы Богородицы, которая недаром считается заступницей, покровительницей Украины, ведь и сама Украина - это нежная, ласковая, покорена и пречистая женщина:
Все упованіє мое
На тебя, мой пресветлый раю,
На милосердіє твое,
Все упованіє мое
На тебя, мать, возлагаю,
Святая сила всех святых,
Пернепорочная, благая!
(«Мария»)
А вот в поэме «Неофиты»:
Благословенная в женах,
Святая праведная мать
Святого сына на земле,
Не дай в неволе пропадать,
Летучие лета напрасно тратит.
Скорбящих радосте! Пошли,
Пошли мне святое слово,
Святой правды голос новый!
Тема женщины, матери - особенная для Т. Шевченко. Его отношение к женщине, к матери тесно переплетается с религиозностью поэта. Богородица у поэта - это всегда простая женщина, земная, страждущая и праздники, а женщина, женщина-мать у него всегда немного Богородица. Вспомним его земную, до боли земную Марию из одноименной поэмы и Екатерину или служанку Анну из таких же одноименных поэм. Все эти Шевченко героини - женщины и святые одновременно. И в этом величие духа поэта - в умении видеть святое, священное в человеке.
Отдельно надо упомянуть об образе Христа в Шевченковой творчества. Для поэта Он - «святой, тот назарей, то сын единственный»:
И за что
Его, святого, мучили,
Во узы ковали;
И главу его чесную
Терном увенчали? -
читаем в поэме «Неофиты».
И не ищите Христа в Шевченко только в поэтических строках. Его Христос, в первую очередь, в пламенному духу, в порыве к Правде и Истине, в победе над миром лжи и зла, в самопожертвовании во имя людей. И разве Шевченко Прометей из поэмы «Кавказ», который во имя любви к людям отдал себя на пожизненное распятие и муку, этот титан, который принес людям огонь с гордым, горящим любовью духом, - разве он не Христос?
Говоря о религиозных мотивах в творчестве Т. Шевченко, невозможно не упомянуть таких сугубо «библейских» жанров, как перепевы псалмов Давыдовых «Подражанія» ветхозаветным пророкам - Ієзекіїлю, Исаии, Осии. Они подтверждают глубокую религиозность поэта и совершенную его знакомство с библейскими текстами. Ведь только глубоко верующий душа имеет потребность искать суголосне себе в строках Священного Писания и находить там источник поэтического вдохновения. Итак, Т. Шевченко был глубоко религиозным, а точнее, глубоко верующим человеком. Вера вела его через жизнь, была ему опорой, животворной силой поэтического вдохновения и неисчерпаемой сокровищницей прекрасных поэтических образов, символов, мыслей и идей. Поэтому все творчество гениального Шевченко является глубоко религиозной, христианской - в первую очередь за своим духом великой жертвенной любви к людям, пылкой преданности Истине и Правде.