Каждый человек
рождается в этот мир для счастливого
жизни. Но каждый находит это такое
недолговременное, обманчиво, загадочное счастье? Потому
для одних оно измеряется количеством
золота, денег, пределов власти, а для других
оно в славе; для кого - то-в мудрости
и знаниях. Чей выбор считать правильным?
Просветитель-гуманист,
„украинский Сократ”, философ Г.С.Сковорода
стремился найти формулу счастья, которая бы
помогла человечеству в его поисках. В трактате
„Начальная дверь ко христианскому добронравию”
философ отмечал, что весь мир состоит
из двух натур : одна - видимая, другая - невидимая.
Видимая натура олицетворяла в себе предметы
и явления материального мира. А невидимая
- это бог, дух. Разум, истина. В мире, по
утверждению сковороды, нет ничего случайного,
сверхъестественного, все взаємоповязано.
Счастье -
это высокая цель жизни, идеал, вершина, к
которой человек стремится. В басне „Кукушка
и Косик” Сковорода отмечал : „Щаслив,
кто сопряг сродную себе частную должность
с общею. Сия есть истинная жизнь”. Т.е.
призыв „познай себя”, свое предназначение
в мире является ведущим в творчестве
мыслителя. Каждый человек таит в себе неоценимые
сокровища. Самопознание нужно человеку,
чтобы определить свое призвание в мире
: „ А если кого своя должность не веселит,
сей, конечно, не к ней сроден, ни друг ея
верней..., так и не щаслив”. Путь к счастью
нелегкий, он проложен сквозь преграды,
преодолевая которые человек достигает желанной цели.
Назначение
человека, по мнению философа, определяется
волей Божьей и природой. „По разным склонностям
и путь жития разное”, - подчеркивает Сковорода
в басне „Колеса времени-он”. А познать
свои склонности, способности к определенному виду
діяності, найти в ней „сродну роль”,
а значит, и свое счастье и удовольствие. То есть,
работа, даже самая простая, может построили-бодрствовать
человека, ибо наслаждение от хорошо сделанной
кстати, какого дела ни с чем нельзя сравнить
ибо человек призван прежде всего работать
ради душевного удовлетворения, а не для
материальных потребностей. Таким образом, просветитель
поднял и развил дальше идею „познай себя
самого”, выдвинутую древнегреческими философами
Сократом и Платоном.
Какими
глубоко несчастными бывают люди, которые
через стечение обстоятельств вынуждены заниматься
„не своей” работой. В басне „Орел и черепаха”
упоминается факт, что Черепаха разбилась,
упав на землю потому, что „прінялася за
оноє не по пріродє”.
Но часто
люди, которые самоотверженно отдают себя любимому
деле, часто не требуя материальной
вознаграждения, вызывают непонимание окружающих.
В басне „Пчела и Шершень” воссоздан
диалог между мудрым человеком и той, которая
живет за счет других. Пчела пытается
работать не столько для удовольствия
собственных потребностей, сколько ради того, что
плоды ее работы „для людей полезны”.
В этой
же басне Сковорода вспоминает о римского
государственного деятеля и писателя Катона
Старшего (234-149рр. до н.э.), о котором Цицерон
писал в сочинении „О старости” На вопрос
: „Старик Катон чем мудр и щаслів?” дает
такой ответ : „Нет ізобілієм, ни чіном,
- тес, что послєдуєт натурє”.
Итак, взгляды
философа на поиски счастья в жизни кто-то
получает окончательно,кто - то-частично
:
Счастлив, кому удалось найти счастливую
жизни;
Но счастлив, кто умеет пользоваться
ним.
А если
кому нужен путеводитель в страну желанного
счастье, то в трудах знаменитого Г.с.сковороды
и можно найти его. Потому что ум всегда нужно
„чем-то занимать”. Займи его тем, над
чем мог бы хорошо поработать.
Но хорошим и не чрезмерным.
Так ты избежишь найлютішої скуки
И сможешь достичь счастливой жизни -
Звучит через века
призыв философа к потомкам. Призыв „познавать
себя”, найти „сродну” труд и быть
счастливым вопреки любым препятствиям.
Петров Александр