Семиотика (семиология) (от греч. semion -- знак) - наука о функционировании информационных знаковых систем, с помощью которых осуществляется общение в человеческой среде (естественный язык, система художественных и научных, в т.ч. формализованных, средств передачи мыслей и чувств, система жестовых, световых, тактильных, звуковых, речевых и др. сигналов бытового, обрядового, сакрального характера и т.д.), а также общение животных. С, по терминологии Ч.;С.Пірса (1839-1914) - американского философа и математика, или семиология - по терминологии, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913), возникает в конце XIX в. Сначала сроки С. и. (С.) означали различные понятия. Термин "С." употреблялся в отношении знаковых систем формально-логического и логико-математического характера, а термин ("С") - относительно естественного языка и художественных "языков". Сейчас они используются в основном как синонимы. В сферу литературоведческого С входят прежде всего исследования художественных произведений как целостных явлений в совокупности смысловых (содержание и смысл произведения, его тематика, характеры персонажей и т.д.) и формальных (фабула, сюжет, композиция, звуковая архитектоника и т.п.) характеристик относительно реальной или воображаемой действительности. При этом подобное исследование может иметь целью как выявления отдельных элементов и единиц текста и выделение их структурных (место в произведении) и функциональных (роль, отношение к другим элементов и единиц) свойств, так и выявления собственно художественно-творческих семиотических признаков и черт художественного произведения как явления культуры, определение его места и роли в культурно-историческом и творческом процессе. Основы семиотического исследования художественной литературы были заложены еще в античные и средневековые времена, когда впервые появились труды по риторике. Существенным толчком к развитию общей поэтики были работы В.Гумбольдта, А.потебни, З.Фрейда. После появления работ Ч.-С.Пірса и Ф. де Соссюра их идеи развиваются представителями Пражского лингвистического кружка - Р.Якобсоном, Я.Мукаржовським, В.Матезіусом. Самостоятельно к идее художественного произведения как приема приходят в первой трети XX в. русские "формалисты" (Ю.Тинянов, В.Шкловський, Б.Ейхенбаум), опирались на творческие достижения московской и казанской школ Ф.Фортунатова и Я.Бодуена де Куртенэ. Значительный вклад в разработку проблем С. художественной литературы сделали В.Пропп, Л.Виготський и М.бахтин. Бурного развития приобрела литературоведческая С. в 50-60-х XX ст., когда в литературоведении утверждается структурный (или структуральный) метод исследования, чему способствовали работы французских ученых антропологической школы К.Леві-Стросса, Р.Варта, Же. Лакана, А.Греймаса, М.Фуко и российских ученых Ю.Лотмана, В.иванова, О.П'ятигорського, В.Топорова и др. С появилась на свет на рубеже идеологических эпох, когда молодая феноменология и intuitionism пытались преодолеть инерцию распространенного в XX в. позитивизма. Ученые от наблюдения жизни (и художественной литературы как его міметичного отображения) переходят к изучению системы средств литературы, что требует проникновения вглубь произведения и творчества, вглубь искусства как такового. Стремясь отыскать сущность, скрытую за явлением художественного произведения, ранние : структуралисты и герменевти (представители інтуітивістського направления феноменологии) шли к этой цели разными путями,хотя видели перед собой один и тот же объект -- объективно и реально существующую культуру (литературу) с едиными законами, средствами, что творят "язык" художественной литературы, которую надо или вычислить с помощью логически и математически доказанных теорем (:структуралисты) или же почувствовать трансцендентно, интуитивно (герменевти). : Структуралисты за объект своих вычислений выбрали форму художественного произведения, а интуитивисты пробовали непосредственно "пробиться" к его содержания и смысла. Именно представители структурной С. в литературоведении заключили наиболее полные каталоги тропов и образов, словари метафор и сюжетов. Со смещением философских исследований в сторону логического позитивизма в 60-70-х XX в. в центр семиотических исследований попадает, с одной стороны,сам субъект (автор и читатель как реальная личность), а с другой - процесс порождения информации, что включает в себя и текст, и позатекстові факторы. В последние годы обнаруживается сразу несколько тенденций в литературоведческой С. С одной стороны, наблюдается возврат к феноменологии и реализма, что объясняется попытками отойти от чрезмерного субъективизма теорий дискурса. Текст перерастает пределы своего автора и своего читателя. Он становится самоценным реальным феноменом; задача читателя или исследователя - познать его, раскодировать, дать правильное, единственно возможная трактовка. С другой стороны, возрождаются и развиваются функциональные идеи пражской лингвистической школы и психолингвистические идеи Л.Виготського, которые только сейчас по-настоящему осмысливаются с учетом новейших достижений психологии и нейрофизиологии психической деятельности. Последователи функционального подхода рассматривают художественное произведение сквозь призму творческой деятельности автора как микросоциума и сотворчества читателя как макросоціуму, что дает возможность переместить само произведение в сферу социальной психологии и рассматривать его как результат семиотической деятельности автора. Достояние литературоведческой С. и отдельные семиотические положения широко употребляются и в традиционном сравнительно-историческом и позитивистском литературоведении. В 1974 году в Милане (Италия) на Международном конгрессе по С. была создана Международная ассоциация Сек. Из проблем литературоведческой С. издается ряд периодических изданий.
|
|