Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ

Изображение свободолюбивого трудового народа в рассказе М. Коцюбинского «Дорогой ценой»

Рассказ «Дорогой ценой» М. Коцюбинского захватило меня напряженным и интересным сюжетом, героическим характером и духовной красотой Остапа и Соломии, главных героев произведения. А еще умелым показом одной из форм борьбы крестьян за свободу и независимость - бегство от господ.

Герой рассказа Остап Мандрыка воспитывался на героических традициях предков. С детства он любил слушать рассказы столетнего деда, бывшего січовика, участника Колиивщины. «Те былицы-сказки про Сечь, казачество, о борьбе с господами за свободу, которых он слушал, затаив дух и не сводя розжеврілого глаза из уст дедовых, будили в детской голове причудливые мечты, вояцкий пыл». Михаил Коцюбинский опоетизовує свободолюбивый дух трудящихся Украины, их борьбу за освобождение. Ярким свидетельством этого является и героическая жизнь главных героев, и рассказ о восстании гайдамаков. Вспоминая крестьянское восстание 1768 года, известное в истории под названием Колиивщины, автор пишет: «Еще недавно, умывшись в Умани собственной кровью и набросав в Кодне стожок гайдамацких голов, господин смаковал победу, бдительно защищая свои права на живой рабочий инвентарь - холопа. Хлоп протестовал, хлоп убегал на свободные земли, спасаясь, как мог, от барщины».

М. Коцюбинский своим рассказом прославляет бунтарский дух украинского народа, который никогда не хотел быть рабочим скотом для господ. Украинское крестьянство, говорит автор, готово было дорогой ценой заплатить за свободу. Оно не заплісніло в неволе, не потеряло живой души, надеялись на освобождение. Мечта о воле передавалась из поколения в поколение, опоетизовувалася в народных песнях, звала к бегству от господ в те места, «...где хоть дорогой ценой можно получить желаемую свободу, а нет - то лечь костями на вечный покой».

Свободолюбивый характер украинцев М. Коцюбинский подчеркивает метафорой: «Иго было наложено на шею дикому туру», а сила, с которой крестьянство Украины желало свободы, сравнивалась с талыми водами под теплым дыханием весны, с полноводной рекой.

Несмотря на трудности и лишения, Остап сохранил любовь к свободе. Чтобы это подчеркнуть, М. Коцюбинский в эпилоге изображает ветер, наделяя его чертами живого существа. А известно, что ветер в народном творчестве - символ свободы. Характеристику свободолюбивого украинского народа дополняют образы Саломеи и Иоанна. А героические традиции борьбы, изображенные в рассказе, воспринимались как пример для подражания, как призыв к борьбе с самодержавием.