Стиль (лат. stilos - грифель для письма) - совокупность признаков, которые характеризуют произведения определенного времени, направления, индивидуальной манерой писателя. Искусствоведение под С. понимает то общее, что объединяет творчество ряда художников, родственную тематикой, способом создания художественного мира. Здесь с совпадает с художественным направлением, течением. Поскольку литературно-стилевое течение начинает оригинальный художник с ярко выраженным мировоззрением, неповторимым письмом, то наиболее употребляемым и очерченным есть понятие авторского, или индивидуального, С. Мироощущение, мировоззрение писателя, его эстетический опыт предопределяют оригинальность С. его произведений. С. писателя - это совокупность особенностей его творчества, которыми его произведения отличаются от произведений других художников. Совокупность зображально-выразительных средств писателя тогда дает эффект С, когда закономерно сочетается в художественно мотивированную систему, обусловленную индивидуальностью художника. Исследователи проблем С. (А.соколов, В.Фащенко и др.) различают в совокупности зумовлень, причастных к С, стилетвірні факторы и носители С. К факторам причисляют: мироощущение (образное мышление) писателя; тематику и проблематику, которая его принимает; законы и нормы избранного им жанра. Носителями С. выступают элементы формы художественного произведения: от фабулы и сюжета, композиции, которые превращают тематику произведения, формируя ее из жизненного и мысленного материала, языковых выразительных форм (рассказа, повествования, описания, монологи, диалоги) с их лексико-синтаксическими структурами, интонационно-звуковыми особенностями. Все это "несет" на себе стилевую доминанту, которая ощущается в процессе эстетического восприятия произведения, но трудно поддается исследованию и логическому объяснению, если элементы, которые выражают стилевую определенность произведения, берутся отдельно или даже в совокупности. Поэтому и возникает необходимость характеристики С как художественной закономерности, что порождается функционированием носителей С. во взаимодействии между собой, в контексте произведения. Структуральная поэтика с такой задачей справляется, фиксируя бинарные оппозиции элементов текста, структуры произведения, определяя их функции, смысловую нагрузку, прибегая даже к количественных вычислений. Традиционное литературоведение ограничивается вкусовыми оценками: С. пластичный, легкий, орнаментальный, тяжелый и т.п. Характер ассоциаций писателя, который лежит в основе его тропики и стилистических фигур, доминирование определенного вида тропов, типов композиции, фабульно-сюжетные особенности, конструирование временном пространстве художественного мира художника - все это показатели, с помощью которых исследователь может охарактеризовать С. конкретного автора. Но характеристики С. не можно подчеркнуть без хотя бы кратких сопоставлений с произведениями других писателей. Имея стилевое "лицо", писатель с каждым произведением видоизменяет его. Такая эволюция естественна и закономерна, поскольку меняются тематика и проблематика, которые являются стилет-верными факторами. Кроме того, писатель как автор, что пристально всматривается в новый материал, "прислушивается" к его "языка", также перевоплощается, исполняется другим мироощущением, что неизбежно сказывается на С. его новых произведений. Скажем, произведения А. Гончара в последовательности их появления от "Знаменосцев" до "Собора" и "Твоей звезды" дают возможность понять, как стилевая константа романтического письма автора приобретает все новых оттенков. Б.-І.Антонич стремился, чтобы каждая следующая сборка была отличная от предыдущей, но при этом не терял своей стилевой доминанты.
|
|