Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ВИКТОР НЕБОРАК

(1961)

ВИКТОР НЕБОРАК
Поэт, прозаик, литературовед, переводчик, эссеист.

Живет и работает во Львове.

Участник літугрупування Бу-Ба-Бу, мастерской «Псы святого Юра».

Автор поэтических сборников «Янтарное время» (1987), «Летающая голова» (1990), «Alter Ego» (1993), «Разговор со слугой» (1994), «Эпос о тридцать пятую хату» (1999), незавершенного романа «Господин Базьо и остальные».

Неборак был, как сам отмечает в автобиографии, «рецитатором собственных текстов, продюсером поезо-химеро-рокдійств, концептуалистом нескольких фестивалей и нарушений». Николай Рябчук считает, что «поэтический карнавал Виктора Неборака - это еще и хорошо организованный спектакль, с прекрасной режиссурой... с вопросом из вопросов в конце, в последнем вагоне карнавальной кавалькады, вопросом, ради которого, возможно, и разыгрывается все это действо». (Отчизна, 10'89).

С середины 1990-х годов самым заметным из литературных проектов В.Неборака есть «Третье тысячелетие» - серия литературных вечеров во Львове, к участию в которых приглашаются «писатели вживую», а сам автор проекта сочетает организационно-продюсерские функции с функциями ведущего и собеседника.

Поэтическое творчество Виктора Неборака преимущественно рассматривают в более широком контексте литературной группировки Бу-Ба-Бу, куда, кроме него, входят также Юрий Андрухович и Александр Ирванец. И действительно, Неборак является одним из соучредителей этой группировки, творцом самого его названия (аббревиатура от предложенной Андруховичем триады «бурлеск - балаган - буффонада»), а в пародийно-иронической бубабістській иерархии Неборак носит звание Прокуратора.

Однако, как и каждая выдающаяся литературная личность, Неборак не всегда укладывается в исключительно бубабістські стилистические границы. Можно говорить о частично «перед-бубабістського» Горемыка (сборник стихов «Янтарное время», 1987) - поэта скорее романтического, иногда даже сентиментального, в то же время уже с выразительным иронично-сміховим первнем и не менее выразительным урбанистическим мироощущением. Уже с ранних поэтических деклараций начиная, одним из главных героев Неборакової творчества становится его родной город Львов. С годами эта тенденция отнюдь не ослабла, наоборот - постоянное и частое обращение Бедняга к чисто львовских тем и образов приобрело признаки последовательной програмовості и даже некоторой нарочитости.

Своеобразным апогеем Неборакового бубабізму стал сборник стихов «Летающая голова» (1990) - удивительно поздравительная и полифоническая «книжка-карнавал», в которой в полной мере раскрываются и счастливо сочетаются раблезіансько-ренесансовий мировоззрение автора и высокотехничная, порой даже виртуозная манера стихосложения. Именно с момента выхода «Летающей головы» в украинской литературной критике начинают говорить о постмодернизме и необарокко. Особого внимания, кроме того, заслуживает концепційне усвоения и переосмысления автором «Летающей головы» тематических плоскостей и знаков массовой молодежной культуры (сфера рок-музыки, шоу-бизнеса, молодежной моды, сленґові вкрапления в лексике и т.п.).

Впрочем, параллельно с «Летающей головой» писалась совершенно не похожа стилистически сборник «Alter ego» (1993) - книга верліброва, по жанру лирико-медитативная, с претензией на экзистенциально-философские обобщения относительно «основ бытия». Привычный для большинства читателей-поклонников Неборак лишь иногда узнается с ее страниц благодаря очередному сплескові блестящей самоиронии, как например, в стихотворении «Ужин».

Сборник «Разговор со слугой» (1994), задумана как своеобразное продолжение карнавала «Летающей головы» на новой ступени, в то же время засигналізувала довольно важные изменения в авторовому мироощущении. При всей внешней игривости и версифікаторської изысканности (именно художественно-техническое оформление сборника решался как элемент игры - внешне это должно быть что-то вроде интимного и написанной от руки зшитка) она прежде всего свидетельствует об ощутимом посерйознішання и постепенное обращение автора к традиционно-консервативным, иногда даже фундаменталистских ценностей.

Окончательно новая Неборакова поэтическая качество заверенная в самой последней на сегодня сборнике «Эпос о тридцать пятую хату» (1999). Как задекларировано уже в аннотации, ключевым для нее является «проблема укоренения, отыскивание экзистенциальных ценностей в пределах малой родины». Для «Эпоса» характерно представление по крайней мере нескольких Неборакових творческих метаморфоз. Ироничность переросла в проповедничество, подчас саркастическое, карнавальная полифония - в разного рода обращения, послания, письма и другие, полны риторики, откровенно монологические формы; богемно-легкомысленное, праздничное восприятие жизни - в убежденное отстаивание традиционно христианских семейно-бытовых основ.

Отдельного разговора стоят эксперименты Бедняга с рок-музыкой, осуществляемые в первой половине 90-х годов (аудиокассета «Неборок», 1995), а также его долговременные проекты «Реберітація» и «Третье тысячелетие», которые ощутимо повлияли на формирование в современном Львове нового художественно-литературной среды.