Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАНАС МИРНЫЙ
Между службой и призванием (жизненный и творческий путь Панаса Мирного)

Мое небольшое сердце еще с детства лелеяла любовь к тебе, мой обездолений края.
Панас Мирный
В украинском литературном процессе 70-90-х годов XIX века Панасу Мирному принадлежит одно из самых почетных мест. Выдающийся писатель-реалист, автор злободневных новаторских по содержанию и форме прозаических и драматических произведений, он беспощадно разоблачал основы буржуазно-помещичьего строя, страстно защищал интересы обиженных и угнетенных тружеников.
Родился будущий писатель - слава и гордость украинской литературы - 13 мая 1849 года в семье бухгалтера уездного скарбництва в городе Миргороде на Полтавщине. Отец его, Яков Григорьевич, окончив Миргородское уездное училище, прилагал всех своих незаурядных способностей, довольно быстро рос в чиновничьих званиях и должностях, и достаток в семье был небольшой.
Афанасий учился в начальных школах Миргорода и Гадяча, за прилежание и отличные успехи ежегодно награждали «похвальными листами». Учителя советовали отцу «не зарывать талант», дальше учить способного школьника в гимназии, а впоследствии - и в университете. Однако отец и в помине не было таких намерений и уже в четырнадцатилетнем возрасте послал сына на «свой хлеб». Так с ранней юности и до последних лет жизни пришлось Панасу Рудченко тянуть лямку чиновничьей службы. Началась его работа в канцеляриях Гадяч, Прилуки, Миргород. Невеселой была жизнь юноши в провинциальных городках тогдашней Полтавской губернии. Однообразная, неинтересная работа, рабское пресмыкательство низших чиновников перед высшими, попрание достоинства простого человека чиновничьей «братией» - такой была «проклятая» действительность, которая окружала будущего писателя.
С 1871 года до самой смерти Рудченко живет и работает в Полтаве, занимая различные должности в губернском скарбництві, а потом в казенной палате. Он старается не уступать своим принципам и убеждениям при выполнении самых сложных поручений.
Чувственное, ранимое сердце юноши откликается на горе тружеников, и свои переживания и размышления он передает в стихах. Были среди них «детские песни-прихоти», но со временем они все больше отходят на задний план, ибо реальная действительность выдвигала социальные темы.
Достичь успеха на этом пути можно было только через всестороннее, глубокое изучение действительности. «Люди! В настоящую жизнь! - такую задачу ставит перед собой начинающий. Пусть оно тебя посіпає, пусть задевает - тогда, может, и выйдет что, как не звихнеться сила, как не заплесневеет сердце!..»
Есть у писателя глубоко эмоциональная поэзия в прозе «В дорогу!», с которой зримо предстает идейная эволюция писателя. Обращаясь к музе, «к сестре-співухи», художник искренне признается в тех изменениях, которые вносило жизнь в его творчество на разных этапах ее развития.
В юности светилась радость в глазах его музы, «приветствие весны-волшебницы» играла на ее личике, и розовые надежды наполняли душу художника. И шло год за годом, втомлювалося сердце «от бурь и непогоды», и померкли неунывающие надежду.
Художник замечает вокруг неволю и скорби.
Не таким стал писатель, изменилась и его муза. На рассвете творческой прилетала она, чистая и ясная, очаровывала звездной красотой, обильными и пишни: одеяниями. Теперь же «в простой, старенькой юбке», увяла и поблекла, появляется муза. Уже не пение, а шепот срывается с ее уст, но слышать в нем слово надежды художник понимает, что нужно не тосковать, а правдиво рассказывать о будничной жизни своего края.
Первые произведения писателя увидели свет в начале 70-х годов. Появляется его стихотворение «Украине», рассказ «Бес попутал», которое и по содержанию, и по форме тесно связано с предыдущими традициями украинской прозы. Героиня рассказа Варка Луценкова - служанка - рассказывает о своем страдницьке жизни, свою потраченную впустую судьбу.
А повесть «Пьяница» (1874) показала, что в литературу вошел, по выражению И. Франка, «свежий и сильный талант». Произведение посвящено изображению чиновничьего жизни, которое хорошо знал писатель. Она значительно расширила тематические горизонты украинской прозы. В повести говорится о судьбе «маленького человека», о трагедии способного юношу, сломанного чиновничьей средой.
Откликом на злободневные вопросы времени стала повесть «Лихие люди» (1875), в которой впервые в нашей литературе показано размежевание в среде интеллигенции, освещены причины, что развели бывших школьных товарищей в антагонистических лагеря - демократический и реакционный.
И все же любимой темой писателя было жизни трудящегося крестьянства. Певец его страдания во времена барщины, художественный летописец народного горя в пореформене десятилетия - таким мы воспринимаем Панаса Мирного.
Широкая панорама жизни села в течение нескольких поколений возникает из романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» (1872-1875), написанным им в соавторстве с братом Иваном Билыком, который стал первым социально-психологическим романом в украинской литературе. Здесь уже в полный голос зазвучала тема «бедствия древнего и сиюминутного», к которой Панас Мирный будет обращаться еще не раз.
Одним из наивысших достижений писателя-реалиста является роман «Проститутка», основная редакция которого осуществлена в начале 80-х годов. С произведения предстают яркие картины жизни пореформенной деревни, растерзанного острыми социальными контрастами. Горстка богачей держит в руках землю и власть, а рядом в тисках нищеты и голода барахтаются бедняки. Главная героиня произведения - девушка из бедной семьи, Христя, впоследствии городская служанка, чистая, здоровая натура, погиб в душном царстве угнетателей. Трагедия Христе - это гневное обвинение миру насилия и лжи, подлости и цинизма.
Крепостнический характер «крестьянской реформы» разоблачается и в незаконченной повести «Голодная воля» (конец 80-х годов). Произведение проникнуто духом бунтарства против угнетателей и их высоких покровителей.
Писатель-реалист, Панас Мирный выступает страстным обвинителем и «беды сегодняшнего» - пореформенной действительности. Выясняя идею повести «Горе давнее и нынешнее» (1897), он писал, что в произведении говорится и о притеснениях крепостнические, и о горе пореформене с его голодом, безземельем и деморализацией.
В 70-80-х годах было создано писателем цикл «Картинок из жизни» под общим названием «Как ведется, так и живется», сатирическую новеллу «Лови», рассказ о судьбе детей-бедняков «Морозенко». Выдающимся явлением украинской драматургии этого времени является драма «Лимарівна» (1883).
Панаса Мирного угнетала чиновничья служба. Только ради «куска хлеба» талантливый художник слова работал на осоружній службе 57 лет, хоть и относился он к ней добросовестно, по-хозяйски берег то «поле», которое его кормило, потому что литературный труд в царской России почти не давала писателям средств для существования.
И душевный покой, утешение он находил только в литературной работе, которая была его призванием. На службу народа, на защиту его интересов отдал весь свой талант, жар своего сердца Панас Мирный.
«Вся моя слава - Украина, если бы я ей добра хоть на мачину сделал, то бы мне и была слава, я большего не хочу. Если бы я мог показать безталанную судьбу жизни человеческой, его высокую думу, теплое сердце, как они есть в мире, - то бы моя слава была и моя надежда оправдалась...»
«Я брался за свою работу, радуясь, что хоть малым - небольшой крапинкой она послужит на пользу родной стране и ее угнетенному народу!» - писал Панас Мирный.
Расстояние между высказываниями - 40 лет. Первое писал еще не писатель, а двадцатилетний помощник бухгалтера Миргородского скарбництва, а второе - шестидесятилетний общепризнанный классик украинской литературы. В этом мы видим постоянство писательского кредо Панаса Мирного. Глубокий и верный реалист, Панас Мирный не украшал народные массы, не терпел никакого грима - изображал их темными, забитыми, с верой больше в черта, чем в Бога, нищими, голодными. Но под той нищетой разбирательств и явил миру духовную красоту:
честность, трудолюбие, высокую нравственность, свободолюбие. Не говоря уже о Оришку, Мотрю, даже разбойник, забияка Цепкая и проститутка Кристина - люди душевно чистые, красивые, только социальная несправедливость толкнула в пропасть, изуродовала и покалечила их жизнь.
Герои произведений писателя - это частица его души.