Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Культ народа в творчестве Т. Шевченко

Когда хотят что-то хорошее сказать о народе, то повествуют о его землю, горы, реки, леса. Вспоминают, каких великих людей дала эта земля миру.

Чуть ли не в каждой комнате по наших деревнях раньше на углу под вышитыми рушниками висел портрет Кобзаря, всегда смотрели на детей со стены мудрые глаза нашего духовного отца. Каждая украинская хата, в которой в углу был портрет Тараса, а на полке лежал «Кобзарь», была твердыней духа народа. Семья входила в семью, семья - в род, род - в народ.

Люди почитали и почитают в Шевченко не только гениального поэта. Через него они осознавали и осознают себя как народ. Люди, что не чувствуют себя народом, не задумываются над тем, для чего они живут на земле, какова их роль в истории. Творчество Т. Шевченко - это документ наиболее объективной и взвешенной характеристики украинцев, это книга нашего бытия и одновременно визитная карточка, за которыми нацию познает и воспринимает мир.

Т. Шевченко - гений, что показал народ во всех измерениях его жизнедеятельности (и в бытовом, и морально-нравственном и социально-политическом и эстетическом), прежде всего изображает украинцев как земледельцев, так же работа на земле была наивысшей ценностью.

Культ матери-земли - кормилицы - сформировал у украинцев обожествление женщины-матери, потому что женщина так же дает жизнь, питает и поддерживает его своей любовью, нежностью и заботой. Именно поэтому отношение к женщине было особенно уважительным. Это подтверждает и лексическое значение слова «жена» - она друг, а не служанка своему мужу и детям. У украинцев слово «жена» употреблялось в отношении обоих супругов. В стихотворении Т. Шевченко «Закуковала кукушечка» читаем:

Закуковала кукушечка

В зеленом гае,

Заплакала девочка -

Жены нет. Женщина, жена, мать были не только хранительницами семейного очага, но и в значительной степени хранительницями нации, ее духовности. Ведь прежде всего от матери ребенок перенимала родной язык, песню, веру, обычаи и традиции рода, его святыни. Именно поэтому в Т. Шевченко имеем такое поклонение, такое обожествление женщины-матери:

В нашем раю на земле

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым.

Культ матери-земли, культ женщины-матери обусловил и запрограммировал особенности психологического склада украинцев, в частности, их кротость, искренность, доверчивость, а более всего страстность, эмоциональность.

Шевченко подает полнокровный образ христианского мира украинцев, в основе которого, как и в учении самого Христа, - любовь, всепрощение, милосердие, великодушие. Эти чувства наполняли жизнь высшим смыслом, особой гармонией. Поэтому в молитвенно-благальному обращении поэта к Богу звучит просьба:

Мне же, мой Боже, на земле, Подай любовь, сердечный рай! И больше ничего не давай! («Молитва»)

Мирная крестьянская работа в гармонии с окружающей природой, благотворительный мир матери и ребенка как высшие ценности и идеалы украинцев, что самое лаконичное изображены Т. Шевченко в идиллии «Садок вишневый коло хаты», были немыслимы вне свободой. А потому порыв к свободе, стремление к свободе были у украинцев извечными. Именно поэтому крестьянские восстания и войны Т. Шевченко трактовал как справедливые, поскольку народ боролся за свободу, честь, достоинство («Гамалия», «Иван Подкова», «Гайдамаки» и др.).

Уважая свою свободу, украинский народ, как свидетельствует своим словом великий Кобзарь, с такой же симпатией относился к национально-освободительной борьбы других народов, в частности, чехов («Еретик») или кавказских горцев («Кавказ»). «Борітеся - поборете, Вам Бог помогает!» - в этих словах не только одобрение справедливой освободительной войны соседей, но и провозглашения критериев сосуществования украинцев в общечеловеческой семье: свободным можешь почувствовать себя только рядом со свободным.

На идеалах добрососедства основывались не только морально-этические, но и общественно-политические стремления украинцев: А всем вам вместе на земле Единомыслие подай И братолюбіє пошли.

(«Молитва»)

Чувство рода, семьи вырастало в украинцев с почитания общины, общества. Община формировала моральные, этические нормы, считались законом. Нарушение установленного способа жизни обусловливает, например, приговор матери в поэме Т. Шевченко «Катерина».

Характеристику народа Т. Шевченко дополнил и своей самохарактеристикою. В своем лице Т. Шевченко изобразил украинский народ как таковой, разбирался в философии, этике, праве, всемирной истории и по своей интеллектуальной высотой чувствовал себя равным в мировой семье и представил украинцев как нацию с государственными намерениями и интересами.

Однако, обнаружив национальные идеалы, охарактеризовав положительные черты своего народа, Т. Шевченко не идеализирует его, не возвышает над другими народами, а говорит и о то негативное, что мешает украинцам в их развитии.

Нас просто не существует без Шевченко. В нем вся история наша, все бытие и все наши мечты. Кому не известно: Украина - это Шевченко, Шевченко - это Украина.

Шевченко для нас близкий, родной.

Вместе с тем Шевченко - всегда впереди. До него надо расти всю жизнь. И сегодня он для нас нужнее, чем когда-либо. Необходимые его правдивость, страсть, внутренняя сила и неутолимая жажда свободы.