Бесконфликтность (отсутствие конфликта) - характеристика состояния общества, литературы, в которых словно отсутствуют конфликты как источник развития общественных явлений или изображенных в произведении событий. На этом понятии строилась ложная "теория бесконфликтности" в советском литературоведении 40-50-х XX ст. Теоретической основой Б. было разделение социальных противоречий на антагонистические (непримиримые) и неантагонистичные, а также утверждение, что с "построением основ социализма в СССР" (с 1936) остаются только неантагонистичные конфликты, порождаемые борьбой передового и отсталого, сознательных граждан с людьми, что не избавились от "пережитков прошлого" и т.д. Общественным стимулом к разработке теории Б. были массовые репрессии против писателей, которые изображали сложности советского строя, особенно против сатириков. Теория Б. породила т.н. лакировочную литературу, особенно негативно отразилась на драматургии и сатире. Даже после критики этой догмы в партийной прессе еще долго оставалось такое понимание конфликта в литературе "соцреализма", поскольку источники острых конфликтов виделись только в классово-социальных противоположностях и "враждебных идеологических диверсиях". Красноречивым воплощением такого понимания конфликтности и бесконфликтности есть пьесы а. корнейчука "В степях Украины", "Приезжайте в Звонковое", романы С.Чорнобривця "Освобождена земля", С.Скляренка "Карпаты", многочисленные рассказы о "простых советских людей", о "идеального героя". Произведения, которые хотя бы попутно касались" существенных конфликтов в жизни общества, к печати не допускались или печатались за рубежом ("Журавлиный крик" Р.Іваничука, произведения М.Руденка, Стуса).
|
|