УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Или шутил поэт, когда писал: «Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях...»?
В сборнике стихов Б.И. Антонича «Зеленая евангелия» немало строк, в которых поэт сравнивает себя с животным и растительным миром родного края: «Антоныч тоже звереныш печальное и кудрявые», «...растет Антонич и растет трава», «Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях...» В поэзии «К гордой растения, то есть в себя самого» автор пишет:
Языков медь живу, питает растения
электричество зеленой земли,
но и ты - рослино горда, что
поешь это, не зная зачем,
когда-то, как пень, преодолена от тли,
покотишся земли на грудь синие.
Он убежден, что человек - плоть от плоти природы, вечной, изменчивой, непревзойденной в своей мудрости и красоте.
Природа дает жизнь и растениям, и животным, и людям, с ней они вырастают и к ней возвращаются, завершив свой земной путь. Б.-1. Антоныч изображающий природу и человека в единстве, взаимозависимости. Его поэтическое сознание органически слилась с природой, и это находит свое проявление в художественном строе произведений. Автор и в прошлом, и в современном видит себя и весь род человеческий как маленький атом земли, природы:
Овес, бабочки и присяги любовников.
Весна закружит хмельно веретена мая.
Лисы, куны и девушки утром
выходят мыть глаза в буйнолозих плавнях.
Еще в первом сборнике стихов «Приветствие жизни» Б.-И. Антоныч здекларував суть своего миропонимания: «Я - влюбленный в жизни язычник». И не изменял ему никогда, даже тогда, когда создавал обобщенный образ города-монстра (книга стихов «Ротации»), противопоставляя ему природу, животворящие соки, нуртуючу энергию родной земли. Поэт, не опираясь на законы естественных наук, творит свою собственную художественную натурфілософію. ее узловые понятия - дочасність, солнце, буйство жизни. Б.-И. Антоныч наблюдательным взглядом художника замечает мельчайшие детали, малейшие штрихи в вечной изменчивости природы, пытается понять их сущность. Так же волнует вопрос о месте человека в неизменном колобігу всего земного, о ее пракорені:
Вернулся я, где ольхи и рыбы.
где мята, ивы, где цветастые стены:
и вновь целую черные ломти.
припав перед солнцем на колени.
Творчество, стала средством самореализации поэта, он ставит на второе место после матери-земли в уже упоминавшемся стихотворении «К гордой растения, то есть в себя самого», в котором сочетаются размышления о смысле человеческого существования и сущность искусства. Подобное пересечение образной концепции мира как храма природы и понимание художественных традиций находим в поэзии «Вишни»:
Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях,
на вишнях тех, что их воспевал Шевченко.
Моя страна звездная, библейская и пышная,
цветастая родина вишни и соловья!
Где вечера из евангелия, где рассветы,
где небо солнцем привалило белые деревни,
цветут вдохновленные вишни кучеряво и пьяняще,
как по Шевченко, снова поят песню хмелем.
В основе этого стихотворения - сознательные реминисценции из известной пейзажной миниатюры Т. Шевченко «Садок вишневый коло хаты...» Но Кобзарю образы Б.-И. Антоныч трактует очень своеобразно. Здесь и отождествление героя с хрущем, следовательно,с природой, и упоминания о вишне и соловья как отличительные черты родной земли, а также как источник вдохновения для художника. Поэт утверждает мысль о органичность литературной преемственности, эстафеты. Это явление естественное, как отчеты вишни, песни соловья, как рассветы. Сам В.-И. Антоныч растолковал свое произведение так: «Стихотворение «Вишни»... выражает связь поэта с традицией нашей национальной поэзии, а в частности с шевченковской традиции. В этой традиции поэт чувствует себя одним мелким тоном (малым хрущем), но зато вросшим в нее глубоко и органично, будто бы достигал корнями еще шевченковских времен».
|
|