Творческие работы наших посетителей
Автор: Изгнанная Юлия
Интерпретация произведения «Слово о полку Игореве» в соответствии с правилами интерпретации Ф. Шлеєрмахером
«Слово о полку Игореве» - это художественное произведение, что принадлежит к древней украинской литературы, автор которого неизвестен. Относительно исторических сведений о произведении, то оригинал произведения открыл граф А.Мусін-Пушкин, выкупив его в архимандрита, но сам рукопись сгорела во время московского пожара, что и стимулировало исследователей считать это произведение фальсификатом. Но все же многие исследователи исследовали и анализировали произведение, в основу которого положена история о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославлича на половцев весной 1185 года.
События автор описывает в лирико-эпической форме, где он восхваляет Киевскую Русь и осуждает князей за несогласия, которые они провоцируют между собой за превосходство личных интересов над государственными. И вот, рассказывая о событиях, предшествовавших походу, сам поход и ситуацию после похода, автор вводит в «Слово...» мотивы сна, изображает состояние природы и обращение героев к ней, подает монологи князей, в частности известный монолог княжны Ярославны, который написан формой, больше похожей на плач:
Ярославны-княгини слышать голос. Как и чайка милосердия, Стонет она утром рано...
В «Слове...», как уже отмечалось, раскрыта многогранная образная и символьная система, которую можно толковать по разному. Образы, символы, олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры здесь имеют большое значение, поскольку влияют на восприятие произведения читателем. Например, образ зигзиці, то есть чайки, олицетворяет Ярославна, когда она хочет полететь за море к своему мужу. Частыми здесь есть и обращение, особенно к явлениям природы, к рекам, например, к Днепру, к солнцу, ветру и т.д. Такие приемы использования подобных средств дают возможность развивать полную представление о содержании произведения, мысленно перенестись в те времена, которые автор изображает, больше узнать и почувствовать жизнь нашего народа в древности и его борьбу с врагами. Можно заметить, что автор уделяет большое внимание изображению сил природы, ее власти над всем, то есть сама природа в произведении предстает как целое, которое объединяет в себе все и всех. В то же время частью этого целого предстает человек, со своими проблемами, интересами, друзьями и врагами соединяется с природой, зависит от нее, находится с ней в гармонии или нет и в то же время верит в силы этой природы, того целого, которое охватывает все вокруг.
Произведение построено логически последовательно, в связи с событиями до, во время и после похода. Повествуя нам историю похода, автор как бы сам превращается в свидетеля, очевидца тех событий, которые так мастерски подает, пропуская через образную и символьную систему. К тому же произведение, как и в оригинале, так и в переводах ритмізований, что придает ему поэтичности и возвышенности. Привлекает внимание начало рассказа, который начинается мрачно, передается с помощью негативно-экспрессивных слов и выражений, описание злобного крика птиц, вой зверей, что создает предчувствие тривого и чего-то недоброго, например, «долго ночь меркнет. Заря-свет загорелся. Мгла поля покрыла. Щебет соловьев уснул, говор галок пробудивсь». Таких средств можно найти множество и интерпретировать их по-разному, ведь сколько читателей, столько и разных мнений будет возникать, и каждая будет считаться целесообразной, конечно, учитывая и авторскую позицию в произведении. В «Слове о полку Игореве» автор не дает никакого намека на себя, описывает и созерцает события объективно, хоть и ставит перед собой задачу показать к чему приводит измена, недружественность, недоразумение, жажда власти. Он как бы дает пример, образец, на который нужно обращать внимание следующим поколениям, хоть и не прямо, но адресует произведение князьям, чтобы они поняли и исправили свои ошибки.
Счастливым концом венчает этот автор, художественное произведение, что проявляется в бегстве Игоря из плена на родную землю, где его радостно встречают. Писатель как бы показывает нам, что человеку под силу многое, иногда даже невозможно. Ведь человек, который верит в себя, в высшие силы, в частности силы природы, обращается к ней и она помогает. Природа здесь предстает как отдельный и образ, и символ, выполняя роль верховного божества, которое влияет на явления, процессы, жизнь живого. Поэтому люди ей поклоняются, призывают, не смотря на то, что произведение было написано за событиями 1185 года, когда произошло крещение Руси и принятие христианства. Такое внимание к природе свидетельствует о остатки языческих верований и их влияние на жизнь человека, которая отождествляет природу с живым образом, наделенным чрезвычайными свойствами. Здесь проявляется и предсказания недоброго, когда все звери и птицы начинают издавать тревожные звуки, и обращение Ярославны к ветру и к Днепру за помощью, и даже свойства внушать человеку вещие сны. Например, сон Игоря перед походом, как вестник, что предупреждает.
И сколько бы не было препятствий, все равно конец имеет положительный момент, что побуждает читателя к размышлениям не только над произведением, но и над смысловой нагрузке, которую он несет.
|
|