10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Проблема служения интеллигенции народу в романе Ивана Франко «Перекрестные тропы»
Получив образование, Рафалович становится адвокатом в глухом провинциальном городе, в котором «в одном конце чихнешь, в другом слышать». Юноша считал своим долгом отдать все силы борьбе за лучшую долю своего порабощенного народа. Как и Франко, «воспитанный, вскормленный хлебом, трудом и потом сего народа, он должен своим трудом, своей интеллигенцией відплатитися ему». Отдаваясь служению своему народу, он разворачивает программу защиты крестьян от эксплуататоров, разоблачает преступления шляхты и других хищников. Рафалович в скором времени проявил себя талантливым адвокатом и неутомимым защитником крестьянства.
В те же годы общественной деятельности он переживал глубокую драму от трагической любви. Еще будучи студентом, Евгений влюбился в девушку-сироту Регину. Эта первая пылкая любовь поднимала дух, вселяла надежду на будущее, будила в нем мнение, поощряла к обучению и труду. Но Регину силой выдали замуж. Она уехала с мужем в другой город. С тех пор долгие годы Рафалович носил в сердце глубокую рану.
Но со временем герой повести преодолевает чувство любви и остается верным своим идеалам. Он решает всегда быть верным своему общественному долгу:
«Какое ты имеешь право быть свободным когда твой народ в неволе? Какое ты имеешь право вдоволяти свои прихоти и любовные желания, когда миллионы твоего народа не имеют чем вдоволити найконечніших потребностей жизни?».
Человеку несгибаемой силы воли, Рафаловичу, который общественные интересы ставил превыше всего, еще на первых шагах его деятельности пришлось столкнуться с реакционными силами.
Популярность адвоката среди крестьянства, которое верило ему и видело в нем своего защитника, быстро росла. Евгений изучал жизнь различных слоев общества, собирал вокруг себя единомышленников.
Выступление на общественной арене демократической интеллигенции типа Рафаловича в условиях социального и национального угнетения со стороны австрийской монархии и польской шляхты был прогрессивным и в то же время типичным явлением в Галичине. Притязания национальных прав колонизаторы считали большим преступлением и опасностью для себя: «Русин, что не клонится под польское иго, не лижеться к польской иерархии, - се или демагог и социалист, или москаль». Так обвинялся Рафалович только за то, что судебные дела крестьян вел на украинском языке.
Ведущим в программе Рафаловича было улучшение положения народа, пробуждения его сознания, воспитания у крестьян чувства солидарности. Герой повести задумывается над тяжелой жизнью крестьянства, которое еще не знает путей борьбы за лучшую долю. Эпизод с крестьянином, что заблудился в лесу и не может попасть к своему селу, приобрел символическое значение: «это не символ всего нашего народа? Измученный тяжелой судьбой, он бродит, не можучи попасть на свой путь, и стоит, как этот заблудший крестьянин, среди пути между прошлым и будущим, между широким, свободным розвоєм и несчастным нидінням, и не знает, куда ему идти, не имеет силы, ни надежды дойти до цели». Это сравнение имеет широкое художественное обобщение. Слова героя: «Кто то укажет тебе дорогу, кто подведет тебя, мой бедный народ?», - составляют идейную основу повести. Рафалович самостоятельно взялся разыскивать пути, чтобы вывести народ из нищеты. Но широкой целенаправленной программы действий он не имел и был убежден, что когда есть желание служить народу, то цель сложится сама собой. В пределах дозволенного «свинской конституцией» Евгений в свою программу включал ряд вопросов в духе «теории малых дел». Он неустанно обличал злоупотребления и бюрократизм высокопоставленных государственных деятелей, в частности судей и судейских чиновников, которые в своей деятельности руководствовались единственным законом - взятками. Взятки решали судьбу подсудимого.
Гневно обличал Рафалович различных мошенников и проходимцев, что издевались из народа и обдирали его, начал уголовное дело против так называемого физика, который вместо оспы привил детям гангрену, от которой они умерли. Разоблачил он Шнадельського, что, изображая себя за влиятельного адвоката, пугал народ великой войной, брал деньги с крестьян, обещая спасти их сыновей от мобилизации. Крестьяне верили Шнадельському, потому что он носил простую одежду, говорил, что он «искренний хлопская душа» и призвал крестьян не доверять никому, кто хорошо одевается. К обличительных слов Рафаловича крестьяне отнеслись с недоверием, потому что одет он был как панич, а у крестьян было большое недоверие ко всему барского. Достижения программы действий Рафаловича заключалось в привлечении политических вопросов. Он считал неотложным делом будить в крестьянах политическое сознание, призвать их к политической жизни и борьбе за свои права. Однако его идеи воспринимались лишь единичными крестьянами. Темное, забитое крестьянство еще не вполне утратило веру в «доброго барина», от которого оно было зависимым. Вот почему крестьяне, которые судились с маршалком, обнаружили сомнение в искреннем намерении своего адвоката, который гарантировал им победу, и отказались от своей защиты.
Об отсталости обездоленного крестьянства Галичины свидетельствует такой поразительный эпизод: крестьянин возбудил судебное дело против соседа, который назвал его социалистом, за оскорбление своей чести.
Следовательно, в условиях Галичины нелегко было разворачивать общественную деятельность на пользу народа, даже в таком узком плане, в котором вел Рафалович. К тому же он опирался на довольно хлипкий, ненадежный общественный слой - на поповство. Во время созыв народного веча Рафалович убедился в своей ошибке.
Деятельность Рафаловича встревожила уездной бюрократии. Хозяин уезда - староста, чтобы сорвать вече, которое должно было спасти «хлопську кассу» с восьми-десятитысячным фондом от посягательств обанкротившегося маршалка, - арестовал Рафаловича. А участников первого в том уезде народного веча «именем закона» разогнал, пригрозив арестовать каждого, кто осмелится не подчиниться его приказу. «Наша вольность слова сейчас еще такая будет, как теленок на очень коротенькім привязи», - образно заключил Рафалович.
Однако окончательная победа все же была на стороне Рафаловича, вече состоялось, а его выпустили из тюрьмы. Деятельность Рафаловича имела прогрессивный характер, ее писатель показал «как луч света в темном царстве».
|
|