Жовнірські песни - народные песни общественно-бытового цикла о вояцьке жизни принудительно рекрутированных украинцев до царского и имперского войск. Слово "солдат", "жовняр" пришло в Украину через Польшу из средневековой Европы, где наемные воины за службу получали плату - "жолд". С конца XVIII ст., после ликвидации казацкого войска в Украине и в связи с разделом Польши и оккупации Австрией Галиции, Буковины, Закарпатья, на украинцев "свалилась" рекрутчина и солдатчина. Хотя в XX в. рекрутчина была уже заменена всеобщей воинской повинностью, положение украинца-воина не изменилось, а потому традиционные Ж.п. не только не вышли из обихода, а и пополнялись новообразованиями ("Ой, война, война мировая"). Содержание Ж.п. реалістичний. их главные мотивы: принудительная присяга ("А в воскресенье пораненько"), плач матери ("И за садом-виноградом дорожка лежала"), семьи, молодой жены с детишками, отчаяние новобранца от разлуки с родной стороной, тоска по родному дому ("Более черное море летали вороны"), тяжелая жизнь в казарме, писание писем, участие в битвах, смерть на чужбине ("Черная пашня заорна, а гей, гей!") и др. Есть и любовные мотивы: смерть девушки из жалости за милым ("Ой ци будешь, моя милая, и за мной тосковать"), просьбу воина отпуск, его опоздания до казармы и т.п Записи Ж.п. были сделаны уже в первой половине XIX в. С Доленгою-Ходавським, Максимовича, Я. Головацким, М. Костомаровым и др., но больше всего их записано во второй половине XIX ст. Отдельный рукописный сборник Ж.п, оставил О.Маковей "Русские (украинские) вояцки песни в Австрии". Мотивы Ж.п. нашли отражение в произведениях Т.шевченко, ІО.Федьковича, Ольги Кобылянской, в. Стефаника и др. Оригинальную сборку заключил и сам проиллюстрировал Б.Лепкий ("Тем, что полегли 1914-1915". - Вена, 1916), Наиболее полное издание Ж.п. получилось 13-й книгой серии "Украинское народное творчество": Рекрутские и солдатские песни. - М,, 1974.
|
|