Строфа (греч. strophe - поворот, изменение, круг) - фонічно закончено грустная стихотворная соединение, которое повторяется в поэтическом произведении, объединенная в основном общим римуванням, представлена интонационной и ритмико-синтаксической целостностью, отграничена от аналогичных соединений заметной паузой и другими факторами (окончание рифмованного ряда, относительная смысловая завершенность и т.д.). Однако безосновательно отождествлять С. с любым версифікаційним элементом, в частности с римуванням, хотя бы потому, что она доступна в белом стихе, где композиционную функцию, присущую римам, выполняют клаузулы. Термин "С." возник в античной трагедии, означал отрезок песни, совершаемый между двумя поворотами в торжественной процессии хора (обе одинаково построенные части назывались строфой и антистрофою). Классификация С. как эстетически ощутимого и значимого проявления ритмоінтонаційної и смысловой целостности стиха зависит от его внутренней структуры. Наймінімальнішою С. считается двустишие (дистих), максимальной - вісімнадцятивірш, где берется за основу схема рифмовки, в отличие от античной версификации, которая в своем метрическом (квантитативной) стихосложении опиралась на дежурство разного количества стоп (алкеева С, сапфічна С. подобное). В силабо-тонической системе, кроме двустиший (дистихів), различаются трехстишия (терцети, терцина), четверостишия (катрены), п'ятивірші, шестивірші (секстини), восьмивірші (октавы), дев'ятивірші (ноны), десятивірші (децими) и др. Существуют также "твердые строфічні формы", имеющих только им присущую внутреннюю конструкцию: сонет, триолет, рондо, рондель, рубаи и т.п. Исторически возможные связи между С. и віршовим размером (александрийский стих украинского шестистопный ямба) или жанром (децима оды) и т.п.
|
|