Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ, ДЕМОНОЛОГИЯ, КОСМОГОНИЯ

Украинская мифология как совокупность преданий о живой и неживой природе и человеке развивалась на основе древней общеславянской мифологии. В У. м. в художественно-образной форме нашли сочетание реальные знания по фантастически-религиозными элементами И поверьями. Она иллюстрирует стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, раскрыть единство человека и природы. В целом У. м. аналогичная мифологии других народов мира, однако она имеет отчетливый национальный колорит и художественно-образное своеобразие. У. м. включает мифы о сущности и происхождении явлений природы, о происхождении человека (антропогенічні), о богах (теологические), о возникновении Вселенной (космогонические), о неизбежной гибели мира (эсхатологические) и др.

В украинской мифологической традиции много внимания уделялось природным стихиям, явлениям окружающего мира, разнообразным жизненным испытаниям, с которыми встречается человек, и т.д. Причем характерно, что все эти сюжеты максимально приближенные к ежедневного быта крестьян. Теряя свое первоначальное значение, мифологические персонажи постепенно приобретали характер художественно-поэтических образов устного народного творчества (такими являются русалка, домовой, водяной, черт и др.). Еще одной особенностью У. м. является сочетание христианских религиозных представлений с языческими верованиями, присутствие взаемопереплетених элементов анимизм, фетишизма и тотемизма.

Анимизм - вера в наличие души или духа в каждой вещи или явлении окружающего мира. А. особенно характерен для традиционных представлений и верований украинцев, их календарной и семейной обрядности. Но наиболее отчетливо анимистическими верованиями отмечена украинская демонология. Ее образы - это фантастические, зооморфные или антропоморфные существа, которые наделены человеческими свойствами и могут влиять на живую и неживую природу. Одухотворювалися и природные явления - гром, молния, вихрь и т.д. Впоследствии эти образы потеряли свои демонологические черты и стали художественно-фантастическими персонажами фольклора.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства предметов и вещей. В украинской религиозно-мифологической традиции фетишами - объектами религиозного поклонения - считались разнообразные амулеты и талисманы. В частности, чудодейственной силой народное воображение наделяло определенные виды камней, которое якобы лечит от болезней. Остатки Ф. проявляются и в современном христианстве (культ креста, икон).

Тотемизм - совокупность религиозных представлений и верований о существование сверхъестественных связей между определенной родовой группой людей и определенным видом растений или животных. Элементы Т. остались в обрядности и обычаях украинцев (в частности в обрядах вождения козы, кусты, тополя и др.).

Культы. К реликтов древнеславянских верований, связанные с традициями мифологического мышления, относятся и многочисленные остатки общераспространенных К. Одним из главных был К. огня. Украинцы верили в небесное происхождение огня, который Бог передал людям через громовые стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего очага. С К. огня связаны различные обряды и магически-ритуальные действия. Так, витопивши печь, хозяйка ставила в нее чашку с водой и бросала немножко дров - своеобразное жертвоприношение домашнему очагу. Важное значение придавалось и ритуально-очищающей функции огню (окуривание дымом, символическое сжигание, перевод через огонь, чтобы избавиться от болезни, отвлечь злых духов и т.п.). С этой же целью огонь использовался в купальских, свадебных и других обрядах.

Священные свойства приписывались и воде, к которой следовало относиться осторожно, чтобы не осквернить ее. Вода Ульяна, ты очищаешь луга, берега, очисть и ісціли раба божьего... - так начинается одно из распространенных заговоров от кожных заболеваний. Особенно ценилась так называемая непочатая вода, которую надо было набирать из трех или семи колодцев до восхода солнца. Непременным атрибутом лечебной и хозяйственной магии украинцев считалась освященная иорданская вода, которой кропили подворье, скот, чтобы отогнать нечистую силу. Чудодейственная сила приписывалась наговорній, нашептаній воде, над которой прочитал поговорку знахарь. К. воды отражался и в обычаях бросать деньги в колодец, в реку как выкуп за душу утопленника и т.п.

К. грозы, связан с древним славянским К. бога грозы Перуна, сохранился в народном сознании в более позднем христианском трактовке борьбы пророка Илии с нечистым. Народное воображение наделяло громовые стрелы магическими свойствами, они считались вспомогательными при лечении различных недугов. Кое-где верили, что во время грома Илья-пророк возит по небу колачи, то есть дает земле плодородную силу. Сохранились различные поверья, связанные с громовыми праздниками, которые христианство приурочило к Илье.

Предрассудки. Важное место в миропонимании украинцев занимали многочисленные верования, связанные с оговорками, ограничениями, табу и т.д. В частности, кое-где верили, что недобрыми есть первые девять дней марта. Тяжелым днем считался понедельник: в этот день не следовало впускать в дом постороннюю женщину или что-то одалживать, потому что всю неделю будет лихой. В среду и пятницу нельзя было кого проклинать, потому что проклятие сбудется. Верили также, что лихие часы бывают в лихие дни (с утра и до обеда). Чтобы обезопасить себя от лиха, непременно следовало застерегтись: В добрый час сказать, а в лихой промолчать; или: В добрый час будь сказано. Часто народная фантазия связывала успех или неудачу в хозяйстве с парнем: Если в новый месяц работа не удается - то не будет весь месяц.

Немало С., иногда и совсем небезосновательных, составляют те, что связаны с выращиванием огородных растений. Это и не удивительно: огородничество занимало значительное место в жизни украинских крестьян.

Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещение запрещалось прикасаться семена, потому что не сойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай, т.д. Целый комплекс З. приурочивалось к Праздникам-вечера, Пасхи, Нового года, Зеленых праздников. Так, на Свят-вечер после захода солнца старались не работать, потому что иначе добрые духи исчезнут из дома.

Гадание - разные способы угадывать судьбу, предрекать будущее. Определенная часть В., прежде всего связанных с хозяйственной деятельностью человека, наблюдениями за явлениями природы, поведением животных и т.д, аккумулировала некоторый рациональный опыт. Однако подавляющее большинство их основывалась на суеверных представлениях: люди заглядывали в будущее преимущественно через посредничество потусторонних сил, через контакты с умершими предками.

В. принято делить на так называемые оказіальні, то есть приуроченные к определенному случаю (построения жилья, рождения ребенка, брака и т.п.), и календарные, то есть закреплены за теми или иными праздниками. Самыми удобными периодами для В. украинцы считали канун Рождества (сочельник), Новый год, Андрея, Екатерины, Пасха, Ивана Купала.

С давних времен гадали по звездам и другим небесным светилам, по внутренностям животных, сновидениях, голосах "вещих птиц", линиям ладони, на зернах, цветах, с помощью воды, огня, снега и т.д. С этой же целью использовали разнообразные вещи: кольца, зеркальца, расчески, ботинки, пояса, свечи и др. Были и "профессиональные" прорицатели. На Украине это - гадалки, ворожеи, знахари, ведьмы, мальфары. В крестьянском быту преобладали самодеятельные В., которые обычно предшествовали важным этапам хозяйственной деятельности или существенным изменениям в личной жизни. Практиковались индивидуальные и коллективные, сугубо женские и сугубо мужские В. Существовали специальные ограничения относительно времени и места проведения. Как правило, гадали вечером или ночью втайне от чужого глаза.

Приведем несколько типичных вариантов В украинских. Если сваренная кутья выходила с верхом, это предвещало верховаті стога. Первую ложку кутьи подбрасывали к потолку. Если зерна углу прилипали к ней, ждали успеха в пчеловодстве. По длине стебли соломы, которую вытаскивали из-под праздничной скатерти, гадали, кому судился возраст длинный, а кому короткий. На Закарпатье перспективы урожая овощей определяли с помощью тлеющих углей, извлеченных из печи на Новый год. При этом каждой вуглині давали название растения, которое предполагалось выращивать в следующем году. Вуглина, что сгорала полностью, предвещала урожай соответствующих овощей.

Разнообразными были девичьи В. о браке. В новогоднюю или андреевскую ночь считали колья плетня (9 или три раза по 9); последний кругов с корой означал богатую жизнь в браке, ободранный - бедное. Устраивали также своеобразные соревнования - девушки бросали сапог через дом. Кому это удавалось с первого раза, того ожидал близкий брак. Бросали сапога и через ворота на улицу: куда покажет его носок, оттуда и придет жених.

Уже в XIX в. большинство В. потеряли свое магическое значение и стали веселым традиционным развлечением.

Демонология - совокупность мифических представлений, основанных на вере в духов-демонов, которые вредят или способствуют человеку в его делах. Подавляющая часть образов украинской народной Д. имеет дохристианское происхождение. Демонологические представления связывались с явлениями природы, хозяйственно-бытовой жизнью. Народное воображение зачастую оказывала демоническим существам человеческого облика, то есть наделяла их антропоморфными чертами.

Баба (дикая баба) - фантастический образ украинского фольклора. На Западной Украине представлялась женщиной с длинными волосами, которая может убить человека или защекотать до смерти. Наткнуться на нее можно было в лесных чащах или в поле. Существовало поверье, что поймано в поле Б. будет служить хозяину, как верная служанка. Кое-где верили, что Б. любит подменять еще некрещеных детей на свои отмены, одмінки. Иногда в этом образе видели женскую ипостась домового (домовинки, домані), генетическое связанную с древней богиней плодородия.

Блуд - разновидность нечистой силы, который не имеет отчетливой персонификации. Согласно легенде - это сброшенный с неба злой дух, что не успел приземлиться и завис в воздухе. Затем Б. цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может убирать вид птицы, мужа, кота, собаки, света и т.д. Чаще всего он стоит на распутье. Вцепившись в человека, Б. может заставлять блуждать до полного изнеможения на одном месте или завести в болото или иную ловушку. Среди многочисленных защитных средств против Б. желательно было знать дни своих семей и крестин; вспомнить, на какой день приходился Святой вечер и какие блюда тогда подавались или кто стоял справа от человека, заблудилася; перевернуть на себе рубаху и др. Рассеивался Б., как и другая нечистая сила, с первым криком петуха.

Богини (лісниці, мамуны) - злобные человеку существа, внешне подобные диких баб. Наделялись способностью перевоплощаться, убирая вид и голос определенных девушек или женщин, чтобы заманивать мужчин. Украинцы верили, что Б. бывают не только женского, но и мужского пола. Соблазненные ими люди исчезают бесследно. Как и дикие бабы, Б. подменяли некрещеных детей, а иногда и выступали в роли "пастухов от зверя". Для защиты от них нужно было иметь оберег - металлический предмет, чеснок или трой-зелье.

Вихрь. Этот образ существенно отличается от народных представлений о ветер, что имел подобие сердитого усатого старика. В. - это разновидность нечистого: покрытый шерстью черный человек с крыльями, большими ногтями и хвостом. Живота И. не имеет, и внутренности его открыты. Живет он в поле или в скале, постоянно перелетая с места на место. Особенно подвижным В. становится перед бурей. Когда он поднимется, говорили, что это сам нечистый производит свою свадьбу. Попасть в В. считалось опасным, поскольку это могло вызвать психическую болезнь или увечье. В народе существовала целая система магически-защитных действий, чтобы избежать підвію В. В частности, верили, что В. можно убить, если кинуть в него ножом.

Ведьма (колдунья, чародейка, волшебница, обавниця, потворниця) - популярный демонологический персонаж украинского фольклора. Различали две "категории". - родимых и ученых. Последние считались наиболее активными в осуществлении вредных поступков, ибо приобретали свои знания от опытных волшебниц или от самого черта.

Распознать В. очень трудно: она может быть бабой и девушкой, красивой и уродливой, убирать вид животных или вещей. Для определения В. применялись специальные магические приемы и средства. Чаще всего В. проявляли себя среди односельчан на большие календарные праздники: рождественско-новогодние, Пасха, Юрия, Ивана Купала и
Т.Шевченко. Сказка. 1844 г.
др. Считалось, например, что если откладывать каждый понедельник Великого поста по одному полену и утром на Пасху развести из них костер, то И. сама придет и попросит огня. Бытовали представления о том, что В. можно обнаружить, поджаривая молоко на сковороде или положив на порог разогретую лошадиную подкову или отваривая в воде кусок сырого полотна с девятью застромленими шпильками и т.д.

В отличие от католической и протестантской Европы, на Украине відьмарські процессы не набрали широких масштабов. Но и здесь в эпоху феодализма изредка применялись такие радикальные способы борьбы с В., как сожжение на огне и так называемые экзамены водой. Правдивый описание варварского потопления безвинных женщин находим в повести Г. Квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма".

Устная традиция инкриминировала И. прежде всего то, что они портили чужих коров, забирая у них молоко. Повсеместно верили, что В. навлекают на людей болезни, высасывают кровь, способствуют неурожая зерновых. Их чары распространялись на сферу космической и метеорологической магии. Общеизвестные поверье о том, что В. устраивают свои регулярные сборища (шабаши, сеймы, баллы) на голых вершинах гор. Особенно много легенд существовало о Лысую гору в Киеве, куда в ночь на Ивана Купала слетались В. не только с ближней окрестности, но и из отдаленных местностей.

И. вроде умели не только проходить сквозь стену, воду или дерево, но и могли сбрасывать свой человеческий образ и принимать другие - антропоморфные, зооморфные, предметные и т.д. Верили, что с помощью зеленой ветки, кнута, уздечки, пояса и определенных словесных формул, которые хранились в глубокой тайне, В. могли изменять внешний вид других людей. Представление о фантастические превращения В. достаточно долговечные: даже сейчас от людей старшего поколения можно услышать рассказы на эту тему.

Ресниц - демоническое существо, имеющее образ старого старика с огромными бровями. Название свое получил за длинные и густые ресницы, которые тянутся к земле. В народных преданиях известен еще под названием шелудивый Буняк. Взгляд его может убить человека, от него дома проваливающиеся под землю, а на их месте образуются озера или пропасть. Однако от пагубного воздействия его взгляда спасает то, что В. никого не видит сквозь свои густые ресницы и брови.

Вероятно, с рассказами о В. связаны поверья о недобрые глаза и сглаза, согласно которым от злого взгляда все гибнет или портится.

Оборотень (оборотень) - чрезвычайная напівфантастична существо. И. могли быть врожденные и зачарованные (обратные). Врожденным В. становилась человек, родившийся под определенной планетой. Верили также, что если беременная женщина увидит волка, то у нее родится ребенок-оборотень. Очарованными же В. становятся те, которых оборачивают в волков колдуны, ведьмы. Для этого достаточно было забыть Бога и по указанию ведьмы перевернуться трижды за всаженный в землю нож. Такое перевоплощение ведьма могла осуществить и без согласия человека. В отличие от зачарованных В., находящихся в волчьем обличье по несколько лет, врожденные И. живут в семье как обычные люди и лишь в определенное время, чаще всего ночью, превращаются в волков, объединяются с их стаями и истребляют скот. Существовали различные средства вернуть заколдованному В. человеческий образ: взыскать с него шкуру, провести через хомут, разорвать веревку, что висит у него на шее, и др.

Водяник - разновидность нечистой силы. Как и все духи, что есть на земле, В., согласно с украинскими легендами о сотворении мира, происходит от черта. Итак, Бог сбросил черта и злых духов с неба и каждый из них летел к земле 40 суток; когда же Господь сказал "Аминь", то кто где был, там и остался: в воде - водяной, в болоте - болотяник, в лесу - леший и т.д. Однако корни верований в В. значительно глубже - оно вытекает из древнего языческого поклонения славян божествам, связанным с водной стихией.

В. имел вид дряхлого старика, покрытого водорослями, с длинной бородой и хвостом. Мог перевоплощаться в разные существа - ребенка, козла, собаку, качура, рыбу и т.д. Этот властитель рек, прудов и водохранилищ председательствовал над русалками и занимался рыбами. Жил в основном в омутах рек, круг мельниц. Разгневавшись, мог разрушать плотины, мельницы, разливать реки, топить людей.

Судьба (удача) - фантастически-поэтический образ, который в поверьях украинцев отождествлялся со счастьем. Бытовали и соответствующие поверья о скорби и несчастья. Чаще всего Д. изображалась в образах женщины, барича, незнакомца т.д. Счастливая судьба - приятная на вид, нарядная, а бедствия - заспанная, запухла, неряшниця.

По народному поверью, каждый человек имеет свою Д., которая фатально определяет ее возраст, благополучия и т.д. Под какой планетой и в какой час родится человек - такова и его судьба. Д. воспринималась не как божество, а как двойник человека.

В народных сказаниях Д. богатого и счастливого человека появляется на ее ниве и заботится о хорошо ведение всех хозяйственных дел. Д. же убого человека чаще всего бездельничает, качается на ивняке или спит. Итак, при всей своей вродженості и неотвратимости Д. все же зависит от характера и способностей человека: чтобы зажить успехов, она должна найти свою Д. Рассказы позднего происхождения проникнуты христианским окрасом: Д. дается человеку от Бога и избежать ее невозможно. Считалось, что счастливую Д. следует принимать с благодарностью, а не с пренебрежением, потому что иначе потеряешь ее.

Украинцы верили, что узнать о Д. можно, случайно подслушав разговоры "вещих птиц". Вместе с тем охотно прибегали к услугам различных прорицателей и гадалок, планетников, мальфарів т.д.

Домовой (похатник, хозяин, хованець, прислужник, помощник). Украинское трактовки Д. аналогичное представлениям других народов. Иногда его считали существом неопределенного рода (оно). Однако чаще всего Д. изображался как небольшой (сливок двенадцать высотой) вон обросший волосами старичок. Верили, что Д. есть в каждом доме. За хороших отношений с ним он обеспечивал благосостояние семьи, бодрствовал ночью скот. Однако Д. мог наносить больших неприятностей тому, кто его разозлит.

Образ Д. как опекуна семейного очага переплетается с образом домашнего черта - лешего. Бытовало поверье, что черт сидит в курином сноску и его может сделать каждый, кто выносит яйцо девять дней под мышкой. Состоятельные хозяева стремились иметь себе таких опекунов и регулярно ставили для них в углу пищу.

Заложні мертвецы - умершие неестественной смертью (утопленники, самоубийцы), которые считались нечистыми. Захоронювали их на перекрестках дорог, на границах полей, в оврагах. Души З. м. набирают разного вида и бродят по миру, пока не искупают свои грехи. При этом они нередко подшучивают над живыми людьми. К С. м. принадлежали и дети, которые умерли некрещеными (мавки, потерчата).

Народное воображение наделяло З. м. сверхъестественными свойствами. Во время засухи их могилы поливали водой, чтобы вызвать дождь. Чтобы лишить таких покойников способности посещать живых людей, в их могилы клали узелок свяченого мака-видюку, забивали осиновые колья. Собственные же дома осыпали свяченым маком или льном. Делать это нужно было до обеда, потому что после обеда уже мертвец начинал ходить. Считалось, что, в отличие от обычных покойников, души З. м. не могут появляться к родственникам на поминки, когда за умершие души обед ставят. Эти мотивы отчетливо иллюстрируют верования украинцев в бессмертие души, ее отдельное существование.

Земляной дух - разновидность нечистой силы, наказанного Богом и обреченной жить под землей. Такие духи могут жестоко отомстить тому, кто нарушит их покой. Чтобы уберечься от них, нужно было, в частности, вылить в выкопанную ямку рюмку водки, которая должна была задобрить духов.

Нищету. Чаще всего народное воображение списывала их в виде старичков-нищих или маленьких прожорливых смутно очерченных существ. Считалось, что там, где поселятся С., надолго воцарится крайняя бедность: Богатство - досрочное, а нищета - пожизненные; Просились злыдни на три дни, да и выгнать нельзя. Избавиться С., по народным поверьям, можно хитростью, заманив их в какой-то сосуд или другую засаду.

Змей - популярный персонаж украинской демонологии и фольклора, в котором слились языческие, христианские и средневековые фантастические мотивы. С. всегда было присуще недоброжелательно отношение к людям (он соблазняет девушек и женщин, убивает мужчин, сжигает дома и т.п.). Как представитель нечистой силы, З. может перевоплощаться: ударившись о землю, он убирает вид молодого привлекательного парня. Обычно он напоминает куль соломы, из которого сыплются искры. Однако может выглядеть и как человек, только с несколькими головами. Имеет он и крылья, которые снимает, идя между люди.

Заманивая девушек, З. подкидывает на дорогу шелковый платок, кольцо или запаску. Какая из девушек поднимет какую-то вещь и принесет домой, к той и будет ходить он по ночам в виде парня.

Чтобы избавиться от С., следует отнести найденную вещь обратно. Охотится С. и за человеческими душами, подговаривая людей записать их ему за выкуп.

Леший - мифологический образ, который олицетворял опасность, что подстерегает человека в лесу. Чаще всего изображается как старый лохматый дед. В отличие от людей Л. не имеет тени. О его нечистую природу свидетельствует и стремление заполучить души охотников, которые отрекаются от Бога, чтобы получить в награду разную дичь. Л. соблазнял женщин, сбивал людей с дороги, причинял немало другого вреда.

Одновременно существовали версии, согласно которым Л. был "пастухом от зверя", то есть охранял зверей от хищников, охотников, других опасностей. Считалось, что Л. бывал не только мужского, но и женского пола. Лісовілюди вели свое хозяйство, создавали семью и жили, как обычные люди, хоть и происходили от волчиц, медведиц, олениц и т.д.

Мавки (нявки, бісиці) - существа, олицетворяющие души детей, которые родились мертвыми или умерли некрещеными. Их еще называют потерчатами, страдчатами, повітрулями, горным, лоскотницями. Имеют вид красивых молодых девушек, пением и привлекательным видом заманивают парней и залоскочують их до смерти. В отличие от русалок, разновидностью которых является М., последние имели длинные льняные волосы.

В народе верили, что на Троицкие святки потерчата летали в виде птицы и просили себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить какую-то платок и назвать имя, сказав: "Крещу тебя". После этого душа младенца попадает в рай. Если же этот обряд не провести до семи лет, то младенец превращается в русалку или нявку, становится нечистым духом и наносит человеку вред. Оберегом от М. служили чеснок, лук, полынь.

Мара - мифическая богиня зла. Позже образ М. олицетворял болезненный, тревожный, беспокойный сон. Мыслилась страшным существом женского пола, ночным призраком, что наседал на сонную человека, а когда просыпалась, то М. мигом исчезала.

Ночницы (крикси) - злые демонические существа, которым народная фантазия приписывала способность отбирать у человека, особенно у маленьких детей, сон. Как воплощение душ умерших девушек, они появлялись к тому, кому хотели отомстить, или же к его детям. Считалось, что Н. можно внести в дом с водой, поэтому вечером застерігалися ходить к колодцу. Когда же вода все-таки вносилась после захода солнца, рекомендовалось очистить ее огнем, погрузив зажженную трісочку.

Одминок (обмінчук, отмена) - ребенок, подмененный нечистой силой. Украинцы верили, что дикая баба или богиня может похитить человеческого младенца, подкинув взамен свое. Узнать О. можно за мешковатой строением тела (маленькая голова, большой живот, тонкие ноги). Подмененные дети неугомонно кричали и плохо развивались. Иногда им приписывали способность изменять размеры своего тела. О. мог вигодовуватися у людей до двадцати лет. Чтобы избавиться от О., советовалось вынести его в мешке на перекресток дорог или бросить на помойку. Тогда нечистая, жалея своего ребенка, заберет ее. Общераспространенной была предостережение: не следует сквернословить и упоминать нечистого (особенно после захода солнца), чтобы не навлечь его на своего ребенка.

Перелесник (летавиць) - разновидность злого духа, что, как звезда падает с неба и посещает людей, принимая вид родных, близких, любимых. Верили, что его можно "достать" с большой тоски по покойной человеком. Воплотившись в образ, П. мог вступать в супружескую жизнь с живыми людьми. Дети, рождавшиеся от П., внешне напоминали одмінків. Выгнать П. из дома, где он поселился, очень трудно.

Песиголовцы (бесиголовці, сыроеды) - мифические великаны-людоеды, которые отличались неслыханной жестокостью. Имели вид покрытой шерстью человека с собачьей головой, одним глазом посреди лба, иногда с рогом. По преданию, жили где-нибудь в Турции или на краю земли. Передвигались они очень быстро, цепляясь друг за друга. Были и великаны женского пола - одноглазые бабы.

В целом П. - это трансформировано в народном воображении олицетворение опасности от чужеземных вражеских народов.

Полевик - мифический властелин полей, степей и лугов. Может убирать различный вид и вводить людей в заблуждение. Изображался П. преимущественно в образе мужчины с многочисленными звериными признаками (шерсть, хвост, большие когти, маленькие рожки, крылья, телячьи уши и большие зубы). П. приписывались и положительные черты: в частности, на Бойковщине его считали хранителем полевых границ.

Русалка - один из самых колоритных персонажей украинской демонологии, олицетворение опасной водной стихии. Это молодые красивые девушки, которые живут на дне рек в великолепных хрустальных дворцах. Ночью, когда восходит луна, Г. выходят на берег, чешут свои длинные зеленые волосы и водят хороводы. Прекрасным пением они завлекают юношей или девушек, затаскивают их в воду и залоскочують.

По распространенным представлениям, Г. становились молодые девушки, которые утонули, или умершие до крещения дети. Кое-где бытовало мнение, что Г. становились люди, что умирали на так называемый русалок. Оберегом от них служили крест и полынь.

Г. могли жить также в полях и лесах, где любили качаться на ветвях деревьев. В разных местностях они имели разные названия (нявки, лесные, поветрули и др.). Отдельную "категорию" Г. составляли мавки (см. выше).

Казначей. Существует несколько вариантов трактовки этого образа. За одним, С. - это верный охранник сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей ворон и вырывает запроданную ему душу.

Другой вариант связан с популярными поверьями о закопанных и заклятые сокровища, которые наделялись чрезвычайными свойствами. Эти сокровища делились на чистые и нечистые. К первым относились те, что закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). На Гуцульщине, в частности, такими считали сокровища повстанцев. Остальные же сокровища находились под охраной нечистой силы. Верили, что раз в семь лет закопанные и заклятые сокровища пересушиваются и горят. Те из них, которые ночью охраняет С., и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Когда же это будет посторонний человек, то сокровища превратятся в черепки, уголь, змей или лягушек.

С сверхъестественными свойствами денег связано также поверье о зачарованную монету (інклюз), которая имела свойство притягивать другие и таким образом обогащать своего хозяина. Опекал эту монету злой дух. Его, как и домового, можно было воспитать себе из куриного сноска. Этот дух по смерти хозяина забирал его душу.

Упырь - самое древнее олицетворение враждебных сил; мертвец, выходящий из могилы, чтобы высасывать из людей кровь (поглощать). Мог появляться в различном облике (собаки, кота, двух мальчиков), ходить пешком или ездить на лошади. У. имел две души, одна из которых не покидала тела и после смерти. Считалось, что У. бывают родимые и деланные. Первые рождались с хвостиком. Робленим У. становилась человек, на которого навеяно дух нечистой силы. На Волыни верили, что У. становился каждый самоубийца. Распознать У. можно по шести пальцах на руках и ногах, а после смерти - по удивительно свежем ярко-красному лицу. Бытовало поверье, что, кроме мертвого В., в каждом селе был и живой, который защищал общину от мертвого. Чтобы обезвредить В., в его могилу бросали горсть мака, закапывали осинового кола, а иногда и пробивали им затылок покойника.

Волшебники (перемітники) - люди, наделенные сверхъестественными свойствами, способностью влиять на явления внешнего мира, на судьбу людей. В отличие от знахарей, которые "от Бога", на добро людям, Ч. знались с нечистой и оказывали людям вред: насылали болезни, вращали на животных и т.д. Распространенным было поверье, что Ч. умели делать магические заломы колосья (закрутки), которые вызывали неврожайність хлеба. Трогать такие закрутки нельзя, потому что человека парализует. В таких случаях обращались к деревенской гадалке, чтобы та сняла заклятие с нивы.

Черт (бес, дьявол, черт, люцифер, сатана, осинавець, леший, злой) - один из самых популярных персонажей украинской демонологии, что олицетворял враждебные человеку силы. Выступает одновременно зооморфной и антропоморфной существом. Его звериную природу выдают хвост, бараньи или козлиные рога, когти, собачья морда или свиное рыло, иногда куриные ноги или крылья летучей мыши. Характерные приметы - длинный нос, горящие глаза, густые черные волосы. Иногда Ч. представляли в виде иностранца, одетого в коротенькую куртку или фрак, узкие панталоны, с забавной шляпой на голове и трубкой в зубах. Обычное жилище Ч. - мельницы, глубокие ущелья, полуразрушенные здания, заросли бузины и т.д.

Функции Ч. достаточно широки: он всячески вредит людям, насылает болезни, сводит женщин, охотится на человеческие души, толкает на преступления и досадные поступки. Особенно страшен он для похрещених детей, которых может подменить. Верили, что с Ч. можно заключить договор и нанять его на службу, заложив ему, впрочем, свою душу. Такие договоры, как правило, надо заключать ночью на перекрестке дорог и утверждать кровью из мизинца.

Ч. часто прибегает к перевоплощений, причем убирает подобие не только людей и животных, но и неодушевленных предметов. В украинских апокрифических легендах Ч. выступает противником и антиподом Бога и вносит свой вклад в созидание мира: именно он научил людей кузнечному делу, изобрел огонь, мельница, скрипку, дуду, тартак, водку и табак. Ему даже приписывали такие плоды технического прогресса, как фабрики, железные дороги, телефон, велосипед и т.д.

Для традиционной народной сознания Ч. - олицетворение таинственной силы, которой проклинают своих врагов: чтоб тебя черт взял; Иди ко всем чертям. По поверьям, он боится креста, громовых стрел святого Ильи и вообще всего свяченого; защититься от него можно с помощью специальной молитвы и магического круга. Вместе с тем Ч. - довольно комичная и несчастная фигура. В фольклоре украинцев он служит постоянной мишенью для шуток и анекдотов. В борьбе с Ч. люди обычно выходят победителями. Отсюда известная пословица: Не так страшен черт, как его малюют.

Чугайстер (лесной человек) - фантастический образ украинской демонологии. Выступает в весьма неопределенном описании: иногда как высокий мужчина, одетый в белое, иногда покрытый длинными волосами. Поведением напоминает лешего. По поверьям, Ч. когда-то был обычным человеком, но его закляла колдуны. В лесу он ловит нявок и поедает их. Однако к людей Ч. относится доброжелательно. Пообщавшись с ними при встрече, он отпускает их, не причинив вреда.

Космогонические представления - система народных мифологических верований и взглядов на сущность и происхождение небесных тел Солнечной системы и звезд. Традиционные взгляды украинцев на происхождение Земли имеют отчетливое христианское окраску - она создана Богом из грунта, добытого с морского дна. Такими же общераспространенными являются представления о форме Земли, которая мыслилась приплюснутой и округлой, прикрытой сверху небесной крышей.

Более древними являются реликты верований, связанных с культом земли: Земля святая, она наша мать, грех ее бить, без необходимости копать. Бытовали некоторые магические действия, связанные с жертвоприношением земли. Так, своеобразными откупными жертвами были закапывание яиц и освященного хлеба на поле или возложения на место выкопанного лечебного зелья монеты, куска хлеба или щепотки соли. На вере в целительную силу земли основывались некоторые народные средства лечения. Землей клялись, ею заклинали. Нередко землей из отчего края пользовались как оберегом.

Представление украинцев о небесные светила в значительной степени сохранили архаичные языческие элементы. В бытовых сказаниях, обрядах встречаем элементы мифов и символики, в которых отчетливо просматриваются остатки культа Солнца. Здесь можно обнаружить следы антропоморфізації (солнце - человек с ясным лицом; лоб боже; боже лицо). Однако чаще всего в колядках и веснушках Солнце подается в женских образах - богини, принцессы, красной девицы. Бытовала вера в божественную, священную природу Солнца (при отсутствии икон кое-где молились, поворачиваясь лицом на восход Солнца).

Аналогичными являются представления украинцев о Месяц как "божью силу", от которой зависит человеческая жизнь. До Месяца обращались с заговорами, прося помощи. Повсеместное распространение имели верования, связанные с фазами Луны, которые влияли на выполнение предписаний народной медицины, смену погодных явлений и т.д.

Народная традиция наделяла сакральными свойствами и звезды. Украинцы издавна верили, что каждый человек имеет свою планету, которая угасает, когда умирает человек. Говорили: Звезды - это души людей; если человек праведный - заря ясна, а как нет - то темная. Позже, с распространением христианства, это сменилось убеждением в том, что каждая звезда является свечой, которую зажигает Бог с рождением человека.

Среди традиционных К. у. находим остатки древнего разделения Вселенной на три зоны: небо, землю, подземный мир. Небо представлялось как крыша земли, построен из какой-то белой массы. Считалось также, что небо огненное и оно раскрывается только на праздник Воскресения и во время грозы. Позже широкого бытования приобрела версия сугубо христианского окраску: на небе находится рай, куда Бог допускает только святые души.

Подобных изменений претерпели и древние представления о Млечный Путь - дорогу в теплые края. Позже он трактовался уже как дорога в Иерусалим. Но наибольшее распространение имели поверье о кометах, которые имели названия метла или знаменіє и извещали о бедствия, эпидемии, войны. Предвестие беды видели и в массовом падении метеоритов. Бытовала и христианская версия: падающий метеорит - это грешная душа, которую не принимает небо.