9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Героическое прошлое украинского народа в творчестве Тараса Шевченко
В творчестве Т. Г. Шевченко значительное место занимает поэзия, которая за содержанием, проблематикой и художественным стоимостью является важной частью его поэтического наследия. Это произведения, в которых так или иначе присутствует историческая тема, среди которых исторические поэмы и стихи, сюжеты которых воспроизводят реальные события прошлого Украины или героями которых являются исторические деятели («Трассовая ночь», «Иван Подкова», «Гамалия», «Гайдамаки», «Еретик», «Чигрине, Чигрине» и др.)
В поэме «Иван Подкова» в романтических образах воссозданы борьбу украинского народа против султанской Турции, которая пыталась захватить украинские земли. Шевченко прославлял мужество и смелость запорожцев, которые героически защищали свою родину, освобождали пленных из турецкой неволи.
Было когда - запорожцы
Умели властвовать.
Царили, добывали
И славу, и волю.
И свидетелями былой славы есть только «могилы по полю», они напоминали современникам, внукам запорожских великанов, что утраченное можно восстановить, что такие люди, как Подкова, и сейчас есть, ибо дух народа неистребим.
Поэт описывает прошлые времена, которые противопоставляются порабощенной Украине времен Шевченко. Здесь заметна некоторая идеализация прошлого, выражается тоска по ним, что «было когда-то хорошо жить на той Украине».
Поэт постоянно стремится противопоставить ужасном современном прежнюю свободу Украины, о которой теперь только высокие могилы с ветром разговаривают.
Поэма «Гамалия» воспроизводит поход казаков в Царьград (ибо там в неволе пленники тоскуют по родной земле, верят в то, что там «совет советуют, как на турка стать»), бой с турками, возвращение казаков с победой на Родину.
Поход в Царьград в поэме изображается как освободительный. Запорожцы едут отомстить врагу за обиды и освободить своих соотечественников. Они поют:
В турчанки в кармане
Талеры, дукаты,
Не карманы трясет,
едем резать, курит,
Братьев вызволять.
Возвращаясь из похода, казаки прославляют своего вожака, поют о том, что Гамалия ездил «из турецкой неволи братьев вызволять».
Тема борьбы против польского господства изображена в поэме «Тарасова ночь». Воспроизводя прошлое Украины, Шевченко прославляет гетманов, которые возглавляли восстание народа и боролись за свободу. Именно Тарас Трясило стал во главе бою казаков против польских войск под Переяславом.
Поэт высоко превозносит героизм украинского народа в борьбе против внешних врагов. В то же время он говорит и о социальную сущность этой борьбы, врагами называет «ляшків-панков».
Вспоминая былые события, поэт прежде всего подчеркивает борьбу народа за свободу, выражает тоску по поводу того, что где-то девалась судьба-воля, о которой теперь только кобзари поют:
Было когда - царили,
И больше не будем!
Той славы казацкой
Век не забудем!
В то же время Шевченко иронически говорит о пассивности потомков славных героев и в то же время и грустит, потому что теперь над внуками Трясило, «над детьми казацкими поганцы царят».
Освободительная борьба народных масс и казачество и ее герои - Наливайко, Пав-люк, Острянин, Палий, Зализняк, Гонта были предметом национальной гордости Шевченко. Следует обратить внимание и на то, что принимая по истории образы идеальных героев, Шевченко шел за народными представлениями о прошлом Украины. Именно за народными источниками уходит Шевченко, создавая поэму «Гайдамаки». «О том, что творилось на Украине 1768 года, рассказываю так, как слышал от старых людей», - писал он в предисловии к поэме.
Одной из характерных особенностей поэмы «Гайдамаки», которая отличает ее от предыдущих исторических произведений Шевченко раннего времени, является то, что в ней воспроизведены силу народа, его роль в истории. Главное внимание здесь сосредоточено на иллюстрации восстания 1768 года как всенародного движения.
Народ, который в течение многих десятилетий подвергался нечеловеческих издевательств от польской шляхты, выступил в непримиримой борьбе. В порыве мести он стремится сторицей отплатить врагам за все причиненные ему обиды. Повстанцы не останавливаются перед жестокостью: «Где проедут - земля горит, кровью подплывает».
Героические деяния предков - казачества и гайдамаков, их свободолюбие, непокорность, патриотизм он противопоставлял социальной пассивности, покорности своих современников, которые молча гнули спину под давлением самодержавно-крепостнического строя:
А внуки?
им безразлично
Господам рожь сеют.
Размышляет поэт над исторической судьбой своей Родины и в поэзии «Чигрине, Чигрине». Сердце его болит от того, что «заснула Вкраина». Поэт стремится пробудить народ, поднять его на новую борьбу за правду на земле, правду на «семь мире».
Обращался к исторической теме Шевченко в каземате, на ссылке («В неділеньку в святую», «Иржавец», «Полякам», «Цари» и многие др.) с тех причинам, что и в предыдущие годы: события исторического содержания давали выход его гражданским и патриотическим чувством. Надо учитывать и то, что поэт тосковал по родным краем, его не покидали мысли об Украине не только в ее современном, но и в прошлом. В художественном отражении исторических событий крылась попытка как-то унять тоску по Родине. В произведениях поэта и горькие раздумья над драматическими событиями ее истории, и обращение гражданина в тех, которые «оглохли».
Потомок гордых и свободолюбивых казаков, Шевченко своим творчеством будил память народа, призвал восстановить былую славу:
... И оживет добрая слава,
Слава Украины,
И свет ясный, предвечернее
Тихо засияет...
Мечты поэта сбылись. Украина стала свободным, самостоятельным государством, и его произведения не потеряли актуальности и в наше время. Они воспитывают гордость за прошлое нашего народа, который на протяжении веков боролся за свободу и получил ее, чувство безграничной преданности Украине, верности народной делу.
|
|