Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Библия в творчестве Ивана Франко

В течение многих веков в бездержавно й украинской культуре Библия давала тот запрашиваемый идеал и духовную поддержку, которых художники порой не находили в реальной жизни. И дело не только в том, что некоторые библейские сюжеты похожи с ситуацией, в которой находилась Украина в течение нескольких последних столетий, но и в том, что Священное Писание давало веру в своего Бога и в свой народ, в его жизненные силы. Оно укрепляло надежду на то, что выход из неволи будет найдено, если следовать Божьим заповедям. Библия всегда служила источником мудрости относительно покаяния, нравственного самосовершенствования и познания истины.

Важную роль сыграла Библия и в становлении украинской литературы. Общеизвестно, что толчком к учреждению письменной литературы стало христианство, а первым ее источником было Священное Писание. Писатели древней украинской литературы заимствовали из Библии темы, идеи, сюжеты, образы, жанры. Древние художественные произведения по сути разъясняют и дополняют Библию. И даже тогда уже существовали образцы канонического и оригинального толкования Библии (сравним произведения И. Галятовского и Г. Сковороды или мандрованих дьяков).

Писатели XIX в. переместили акценты литературы из сферы теологической в антропологическую сферу. Однако, время от времени они все же обращались к Библии как к источнику своего творчества. Для подтверждения стоит назвать хотя бы такие имена как Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко.

Оригинальная интерпретация идей христианского гуманизма в поэзии И. Франко долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. Тем временем весомый общечеловеческий смысл несут такие произведения Франка как «Легенда о вечной жизни», Строфы». «Притча о сеяния слова Божьего» вместе с другими выдержана в духе первоисточника, но не образует с ним семантической тождественности. По Евангельской канве Франко выводит психологические типы своего времени: таможенникам, фарисеям, духовным мертвецам противопоставлены «Христовы наследники в царстве духа», чье сердце, будучи тем хорошим грунтом, на который падает Слово Божье, дает щедрый урожай мудрости, добра, самоотверженности.

Дальнейшего развития мотивы христианских заповедей приобретают в сборниках «Мой Измарагд», «Древнее и новое», «Semper tiro» и др. Мораль христианского праведника не противоречит здесь морали активного борца за социальные изменения, ведь Идеалом каждого есть действенная любовь к ближнему. Содержательное наполнение этих сборников дает все основания для переосмысления однозначно прямолинейного образа «вечного революционера», до сих пор господствующего в франкознавстві. Во время детального изучения вопроса у нас появилось предположение, что образ революционера, борца за народное счастье, Франком был списан с образа Иисуса Христа: тот же альтруизм, такой же бремя долга и тот же терновый венец в награду.

Таким образом, библейские міфологізми, легенды, к которым обращался И. Франко, не были случайными, или просто использованы, как это утверждали критики, чтобы разоблачить сокрушительную политику церкви. Нет, цель их была несколько выше. И. Франко, гармонично сочетая мифы, апокрифы, библейские легенды с собственным мировоззрением, творческим воображением, непревзойденным поэтическим мастерством, создает оригинальные произведения, далеко отличные от источников, из которых они брали истоки. Трансформируясь в призме мировоззрения Франко, произведения приобретают тех особых черт, которые и отличают их от оригинальный библейских текстов. Они различаются не только развертыванием сюжета, меняется и форма, совсем другим становится духовное, нравственное наполнение. Фигуры Моисея и Каина становятся похожими на распятого Иисуса Христа. Поэмы несут гуманистический, общечеловеческий смысл, выступают против поклонения и произвола - двух больших крайностей человеческой жизни - и все же несут главное: доброту и любовь. Франко смог воплотить в них самые главные законы человеческого бытия и взаимоотношений. Главное значение Библии И. Франко видит в проповеди Любви.