Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Импрессионистические способы изображения действительности в новелле Николая Хвылевого «Кот в сапогах»

Волновой после В. Стефаника и М. Коцюбинского создал в украинском писательстве свой стиль, своеобразную разновидность лирико-романтической, импрессионистической новеллы. Одна из новелл писателя, «Кот в сапогах», хоть и имеет в своей основе реалистический фундамент - сложные годы гражданской войны, содержит мощный лирико-импрессионистический струю. В этой новелле реалистичные события поданы словно сквозь призму импрессионистического восприятия действительности.

Для того, чтобы проанализировать новеллу «Кот в сапогах» с этой точки зрения, кратко вспомним сущность и эстетические принципы импрессионизма.

Импрессионизм - художественное течение в искусстве второй половины XIX - начала XX века Хоть он возник в кругу художников, но быстро принципы импрессионистического изображения окружающей среды перешли в литературу. Писатели пытались изящно, через художественные детали передать субъективные моментальные и меняющиеся впечатления от чего-то и малейшие оттенки от наблюдений окружающей действительности. А она находится в постоянной изменчивости. Следовательно, задачей импрессионистов было «поймать» и запечатлеть неповторимое мгновение впечатление от предмета, пейзажа или другой. Произведения, как ранее и полотна, писали деталями-мазками, что выражается в звуковых, зрительных, осязательных мікрообразах или его элементах. Динамизм, процессуальность, загадочность, розимкненисть в вечность - черты образа-импрессии.

Такие черты имеет, по моему мнению, и образ «кота в сапогах» - товарища Жучка. Новеллу «Кот в сапогах» можно проанализировать в трех аспектах: специфическая проблематика; композиционная организация; изобразительные средства.

Одна из важнейших проблем в этой новелле - проблема расхождения мечты и действительности. М. Волновой как импрессионист пытается изобразить приход желанного счастливого будущего через человечность и непосредственность товарища

Жучка, изображает личное время Жучка путем ухода от исторического времени, но неумолимая действительность показывает истинное положение дел.

А отсюда - два временные планы: воображаемое будущее (или манящее прошлое) и противопоставлено ему неприглядное настоящее.

Мечта: «...завязка - Октябрь, а развязка - солнечный возраст, и к нему идем». Реальность: падение моральных устоев в обществе за революционные годы; нехватка топлива и многое другое; нерешенный национальный вопрос (русские и украинцы); правда о товарища Жучка.

Если мы попытаемся определить композицию новеллы, то придем к выводу, что она отсутствует. Точнее, нет классической композиции с завязкой, развитием действия, развязкой, а есть отдельные сюжетные мазки. А это прямо указывает імпресіоністичність композиции произведения. Сам автор новеллы предупреждает: «А завязки-развязки так от меня и не дождетесь... Развязка в гитарных поэтов...» Какие мазки в композиции новеллы можно увидеть? Я считаю, что основных пять: изображение товарища Жучка; гражданская война, товарный поезд; случайная встреча лирического героя с товарищем Жучком по окончании войны; «дискуссия»; правда о товарища Жучка. Эти мазки между собой мало связаны непосредственно, но, если окинуть одним взглядом всех вместе, состоит более чем рельефная картина этого времени. Можно даже сделать прогноз развития общества, исходя из этих фактов.

Что же до импрессионистичности изобразительных средств, то здесь их много. Приведем лишь несколько ярких примеров.

Как автор новеллы изображает свою главную героиню? Неімпресіоніст начал бы это делать описательно. М. Волновой это делает по-другому: он будто ничего прямо не говорит о человеке, а определенное впечатление у нас складывается: «Гапка - глухо, мы ее не Гапка, а товарищ Жучок. Это так, а то - глухо». Или: «А вот вышивать - это ярко, потому что вышивать: вышивать золотом или серебром», «Расшитый - душистое слово, как бывает лан в сентябре или травы в сіновалах - травы, когда идет с ним дух у плавневой осоки». Автор для изображения товарища Жучка использует необычные ассоциативные и мгновенные образы: «Кот в сапогах»... теплый и близкий, как неньчина рука с синей жилкой, как прозрачный вечер в червонцах осени.

Каким образом автор изображает конкретные элементы образа героини? Например, глаза: «...когда на бузину упадет августовский луч - то тоже ее глаза», а «нос - головка от гвоздя: кирпатенький...».

Автор почти ничего не сказал о девушке, а у каждого из нас перед глазами свой образ.

Следующий пример. М. Волновой только називними предложениями и звуконаслідувальними словам изображает всю буремнисть Долгих лет войны: «Плакать! Плакать! Плакать! Гу-у! Гу-у! Бах! Бах!

Плакать! Плакать! Плакать! Восток. Запад. Север. Юг. Россия. Украина. Сибирь. Польша. Туркестан, Грузия. Белоруссия.

Месяц, два, три, шесть, двенадцать... еще, еще, еще... Гу-у! Гу-у! Бах! Бах!

Мчались месяца».

Куда же делись «коты в сапогах» - товарищи Жучки? Ибо «Товарища Жучок №1 нет». Вместо - № 2, 3, 4 и т. д. Может, погибла во время бесконечных войн, может, превратилась, по словам самого М. Хвылевого, «на мировую сволочь», а может, стала обычным бюрократом. Но неповторимый образ товарища Жучка автором запомнился навсегда.