7 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ
Идея бессмертия народа и торжества правды в романе М. П. Стельмаха «Правда и кривда»
Может, тем без песни я не могу
Работать, жить даже дня,
Что округ земля моя хорошая,
а на ней - моя родня.
М. Стельмах
Хвала тому, кто людям в приполі
Несет слова, подобные хлебу и соли,
И песни, достойные Славе сеятеле!
М. Рыльский
Михаил Стельмах! Интересный, самобытный талант. Один из выдающихся и вдумчивых художников слова. В то же время поэт и прозаик, драматург и фольклорист, публицист и киносценарист. Он - певец народа, который зажег волшебный огонь Прометея и передал тот неугасимый факел молодому поколению с одной целью: возвеличить свой народ, свою Отчизну, сделать все для того, чтобы в жизни людей нигде в сумерках не притаилась обида и все видели только правду.
Одним из лучших произведений писателя является его роман «Правда и кривда». Вспоминая о времени написания романа, М. Стельмах говорил: «Я начал свою работу над романом о нашем современнике, о человеке, которая вырубала окна новой истории, потом ломала железный хребет фашизму, а сейчас каждую весну и каждую осень засевает землю рожью и пшеницей на счастье, на здоровье и на добрый разум».
В романе решается ряд проблем, в частности таких, как борьба правды и кривды с древних времен и до наших дней; бессмертие трудового народа как творца материальных и духовных ценностей; взаимоотношения между людьми и т.д. Развитие действия в романе, раскрытие характеров действующих лиц, решения и осмысления поставленных идей происходит в сложном переплетении и взаимосвязи сюжетных линий, среди которых две главные: жизнь Марка Бессмертного, взаимоотношения Григория Заднепровского и Поцілуйка.
На фоне живописного неба, заброшенным до краев лебедиными облаками, мы видим главного героя романа Марка Бессмертного. Он после госпиталя возвращается к родному селу, к родной земле, не зная о том, что мать получила похоронку. В самом фамилии Марка - Бессмертный - символика: в нем воплощено бессмертие народной правды и доброты. Впечатляет сцена встречи Марка со смертью. Когда смерть говорит ему, что уже умирать пора, Марко с возмущением отвечает ей: «Врешь, костомахо!... Мой не вышел, я еще не наорався, не насіявся, не намилувався землей, не нажился».
На судьбу Бессмертного выпало много испытаний, он прошел суровую школу жизни. В юношеские годы отстаивал новую власть на селе, помогал бедноте, навсегда поверил в большевистскую правду, был на переднем крае борьбы за эту правду. И всегда помнил о своих односельчанах. Он, например, не мог допустить даже мысленно, чтобы люди, которые день и ночь работают ня земли, оставались без хлеба, а потому и раздал колхозникам зерно на трудодни, за что попал в тюрьму. В тюрьме Марко не упал духом, а дал себе клятву - клятву гуманности, человеческой доброты.
Однако Марко не абстрактный гуманист. Его гуманизм активный и действенный. К негодяев, держиморд и пиявок человеческих типа Безбородько, Киселя, Поцілуйка он относится, как к врагам народа, борется с ними. Так с оружием в руке он заставляет Безбородко зайти в ледяную воду вместо женщин, которых этот негодяй туда послал, и мочить коноплю. Пусть на собственной шкуре почувствует, каково это беспредел - загнать женщину в холодную воду! Ведь женщина, девушка - это продолжательница рода. Его сердце болит от мысли о том, что когда утвердят новые налоги, то земледелец снова будет сидеть на картошке. И все же Марко не теряет надежды, что когда-нибудь наступит правда и в этом деле, найдется-таки кто-то, кто поможет крестьянину и сердечным словом и святым хлебом, и тогда каждая вдова и сирота будут иметь хлеб на столе.
Побратимом Марка, мне кажется, можно назвать Григория Заднепровского, который, работая в школе, сеет «разумное, доброе и вечное». Это стойкий и мужественный борец за правду. На его долю выпали еще большие испытания, и ничто не заставило отречься от Родины, а тем более стать шпионом и предателем. По моему мнению, довольно выразительные страницы в романе те, где автор рассказывает о взаимоотношениях Поцілуйка и Заднепровского. Григорий не может идти против совести, он отказывается дать справку Поцілуйкові, что якобы ресниц, Поцилуйко, был партизаном в годы войны. Григорий понимает, что такие подлые люди, как Поцилуйко, только рекламируют себя правдолюбцями, а на самом деле опаскуджують нашу жизнь.
Бессмертие народа, вековую крестьянскую мудрость, прозорливость, любовь к правде и добру утверждает М. Стельмах и в образе деда Евмена. Болея за народную правду, он никогда не промолчит, когда видит неправду, в его душе кипит ненависть ко всему уродливому.
В романе много персонажей, которых можно назвать единомышленниками Бессмертного и Заднепровского, и всех их объединить я хочу словами-клятвой М. Бессмертного: «Хоть бы на каких огнях пришлось мне гореть, я буду до конца служить людям». Этим я и заканчиваю свою работу.
|
|