Документы оставляют нам немногочисленные сведения об исторических событиях, в документах - летописях и архивах мы находим прежде всего сведения о жизни героических лиц и почти ничего - о жизни обычных людей. Достойные многолетней памяти люди остаются в легендах и фольклоре.
Так, образ Маруси Чурай - это образ из легенды, мы не знаем доподлинно, жила она на самом деле. Скорее всего Маруся Чурай действительно жила на Полтавщине в XVII веке, сочиняя песни, которые пела вся страна, а некоторые из них поют до сих пор.
Какой представляется читателю Маруся? Это девушка, которая имела дар от Бога: не только дар петь и сочинять песни, но дар любить, быть искренней и чистой:
Красивая я была, правда? Похожа на свою мать.
Смелая я была, правда? Похожа на своего отца.
Певучая я была, правда? Похожа на свой народ.
Наверное, эти строки как нельзя лучше рассказывают нам о Марусе Чурай. И именно через те строки возникает мысль о том, что образ Маруси Чурай является символическим: она и есть в определенном смысле образом народа, с его певучей непокоренной и неодолимой душой, с душевной чистотой и несправедливо исполненным страданий жизнью.
Маруся влюбляется в Григория, они искренне любят друг друга, но Гриша женится на другой: через давление со стороны его матери, через состоятельность будущей жены и через собственную душевную раздвоенность: «Нелегко, говорят, жить на два дома, а еще нелегше жить на две души», - так в романе характеризуется душевное состояние Григория. Маруся тяжело переживает измену любимого, готовит для себя яд, но ее выпивает Гриша. Марусю судят за убийство, но в последний момент ее спасает Иван Искра. Образ Ивана Искры - образ обобщенный, он искренний друг, мужественный воин, готовый бороться за страну и за близких ему людей.
Марусю называют в романе голосом, песней и душой народа. Она, наверное, такой и есть. На судьбу девушки приходится много испытаний, жизнь в конце концов надламує ее душу, будто она теряет свой голос, теряет способность жить легко и радоваться жизни, но душевная чистота, стремление к лучшему если не для себя, то для своего народа остается с Марусей до последних ее дней.
Жизненная драма Маруси является центральным действием произведения и одновременно фоном для изображения исторических событий, изображения эпохи. В то время, когда живет Маруся, Украина погрязла в борьбе за свободу на фоне усиления давления со стороны Польши, междоусобиц и беспорядков внутри страны. Но во все времена не переводятся в нашей Родине люди мужественные, героического характера, что готовы положить свою жизнь за судьбу народа. Вместе с тем Лина Костенко не идеализирует народ: она изображает и Галю Вишняківну, для которой материальное выше духовное, и людей, которые соглашаются с теми, кто сильнее, а не с теми, на чьей стороне правда. И все эти люди не создают общей картины, а являются исключениями из народного характера, который в обобщенной форме отражается в образе Маруси, Ивана Искры, дьяка.
Песня - это душа народа. В народных песнях отражаются быт, обычаи, народная нрав. В песнях обычные люди могут вылить собственные боли и радости. Не менее важной, чем народное творчество, для нормального существования нации является ее история. Лина Костенко своим романом подчеркивает, что историю творят живые люди, которые так же радуются, любят и разочаровываются. Автор изображает исторический процесс на фоне жизни обычных людей, поэтому история в изображении поэтессы становится поистине живым и близким даже современному читателю. Я считаю, что именно такое изображение истории может пробудить в современниках уважение к ней и стремление знать историю своего народа. Из романа мы узнаем и о легендарной фигуре - Маруся Чурай, которая вероятнее всего является и реальным человеком, и образом-символом нашей страны, самой народной души...