Полісемія(греч. polysemos - многозначный) - многозначность, наличие у языковой единицы (слова, фраземі, грамматической форме, синтаксической конструкции) нескольких значений. Например, слово "драматургия" означает: 1) драматическое искусство; 2) : совокупность драматических произведений писателя, литературного направления, народа, эпохи; 3) теория построения драматического произведения. Развитие П. происходит в основном на основе сходства или смежности предметов или явлений, которые называются определенным словом. Учитывая это, различают метафорические и метонімічне переноски. При П. значение лексемы создают семантическую общность, в рамках которой различаются первичные (основные, прямые) и вторичные (производные, переносные) значения. В семантической структуре слова разные значения могут содержать общий содержательный компонент. Часто их связь основывается на определенных ассоциативных смысловых признаках, что в художественных текстах бывает достаточно прозрачным, как, например, при употреблении лексемы "дождь" в произведениях М. Коцюбинского: "Идут дожди" . (прямое значение) и "И вдруг задрожало молодые листья, зашамотіло, встряхнуло с себя дождь самоцветов" (переносное значение). В поэтической речи особенно ярко прослеживаются сложные и опосредованные ассоциации, положенные в основу словесных образов. Подобные ассоциативные связи нередко воспринимаются только в поэтическом контексте (иногда достаточно широком), засвидетельствованы, например, эстетическим преобразованием семантики слова Махнуть" в поэзии И. Драча "Лебединый этюд": "Пусть навіюються теплые сны, сны лебедине, /1 сполоха их месяц тугим ясеневым веслом", "Смоет косы в пахучім любистка заря"; "Пахнут росы и руки./ Пахнут думы твои дитинні./ В сердце плавают лебеди. / Сонно пахнет весло". Многозначное слово в обычной речи (тексте) употребляется в одном из нескольких значений. В художественных текстах, наоборот, проявляет себя содержательная многоплановость (множественность) образного слова, т.е. одновременное сочетание нескольких значений в его семантической структуре, их диффузность (слияние), например: "Догорают поленья в печи./ Попеліє червоная грань.../ В задумчивости сижу я ночью/1 мнений сную черную ткань" (И. Франко). Здесь прилагательное "черный" указывает не только на цвет, но и выражает значение "тяжелый, гнетущий".
|
|