Панас Мирный принадлежит в украинской литературе до мастеров психологической прозы конца XIX - начала XX века. Одним из самых сложных его произведений справедливо считают социально-психологический роман «Разве ревут волы, как ясли полные?»
Центральный персонаж произведения, Чипка Вареник, пополняет литературную галерею образов правдоискателей и бунтарей. Его цельная в своей бескомпромиссности натура постоянно наталкивается на невозможность изменить социальные обстоятельства, на равнодушие людей. Цепкая не может смириться с этим и с детства стремится найти идеалы правды и справедливости. Перед ним постоянно стоит проблема выбора: смириться и «жить как все» или пойти по жизни своим путем.
Еще с детства Цепкая остро чувствовал, что в отношении к нему со стороны односельчан есть какая-то несправедливость. Люди пренебрегай матери твоей Цепкой и высмеивают его, поэтому он начинает сторониться их. Но не только человеческая, но божья несправедливость поражала сердце малого: почему бог не накажет злых, чтобы они не обижали добрых? Это мучительное чувство несправедливости стало сопровождать его всю жизнь.
Цепкая болезненно переживал обиду деда Власа, пастуха общественного стада, от которого требовали на старости или непосильный налог, или отработка на барщине. Чіпчин гнев обернулся на господина («Я ему такого петуха пущу!») и испугал даже самого деда. Углубила душевную рану парня еще и недоверие односельчан, когда ему отказали ухаживать общественную отару - мол, молодой еще, зеленый. Но все эти вспышки благородного гнева, эти проявления свободолюбивой, непокорной натуры до какого времени были лишь отблеском той неугасимой великой бури, что дремала в душе парня.
Повзрослев, он слывет добропорядочным жизнью трудолюбивого земледельца, стал опорой для матери и удивлял людей удачливостью до всякого дела, хозяйственным умом и неутомимостью. Цепкая готов был принять это жизнь, и новая обида упала на его голову - у него обманом забрали землю. Это выбило краеугольный камень из шаткого здания Чіпчиного добропорядочного крестьянского существования. Цепкая запил. Везде и всюду, упившись и луплячи кулаком об стол, он произносил речи о человеческую неправду. Но трудно разглядеть идеал пьяными, затуманенными от хмеля глазами. Скользкая дорога медленно свозила его в буйного кутежа, воровства и разбоя.
Главному герою романа автор противопоставил сверстника Григория Чупруненка. Если в Чепцы жили горячие чувства, что, не найдя выхода, выплеснувшиеся в разбой, то Гриша был тихим-мирным и к целому миру равнодушным украинским гречкосеем. Если в Чипки было большое сердце, чувствительный к чужой боли, то Григорий заботился лишь о своей выгоде. Каждый из них сделал свой выбор, и понятно, что выбор Гриши для Чипки неприемлем.
Различие между ними разительно бросается в глаза в сцене подавления москалями крестьянского бунта. Цепкая становится на защиту деда Власа - и его тяжело бьют за покровительство. Гриша в это время убегает огородами и, присев за чужим забором, пережидает расправу...
Женившись на Гале, Цепкая зажил двойной жизнью: днем жил тихим земледельческим жизнью, а ночью занимался разбоем. Свои поступки он оправдывает желанием восстановить справедливость между людьми, отбирая имущих в том, что заработанное не их трудом. Однако Цепкая постепенно перестал чувствовать, что его «правда» не дотягивает до жизненного идеала, а постепенно скатывается к преступлению. Хотя долго еще какая-то безудержная потребность добра пульсировала в Чіпчиній души, и правдоискатель безнадежно потерялся на тех кривых путях, которые выбрал для себя.
Средство наказания неправедных и неситих человеческих вымогателей обернулся для Чипки самоцелью. Занимаясь разбоем, он опьянел от собственной силы и власти над людьми, что вылилось в ужасную сцену разные семьи хуторянина Хоменко.
Погубив тех, кого любил (Галя с отчаяния повесилась, надломлен горем мать, осталась на старость сама), Цепкая наконец нашел приют своей отчаянной души - на каторге... И это уже был не выбор, а приговор.