Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Роль художественного вымысла в п"еси И. Кочерги "Свіччине весілля"

В предисловии к п"еси И. Кочерга писал: "Когда я случайно наткнулся на мотив "запрета света" , мотив и послужил темой для этой драмы, меня захватила в нем возможность нарисовать красочную картину городской жизни и социальной борьбы в древнем городе, а на этом живописном фоне создать обобщенный образ борьбы Украины за свою свободу и самобытную культуру". И далее автор упоминает о двух грамоты литовский князей 1494-1506 лет, владевших тогда Киевом, в соответствии с которыми запрещалось бы из противопожарных соображений зажигать свет в домах горожан и ремесленников. Невыполнение этого приказа угрожало большими, как для этого времени. штрафами. Более полутора десятилетия боролись киевляне за свое элементарное человеческое право, потому что понимали, что литовские князья стремятся не только разжиться на штрафах, но и задушить желание свободной жизни.
Эти исторические факты и события легли в основу пьесы. Кочерга ярко рисует быт, реалии средневекового Киева, на фоне которых четко вырисовываются фигуры героев. Драматург использовал и своеобразный народный обычай "женить свечу" 1 сентября, а также торжественные цеховые праздники. Воплощая свой замысел - изобразить стремление человека к счастью, к красоте, которые невозможны без утверждения права народа на свободное развитие. Иван Кочерга умело сочетает историческую основу и художественный вымысел.
Сюжет произведения развивается стремительно. В Киеве неожиданно - горожанам невмоготу терпеть надругательство и порабощения, новые налоги и штрафы, мрак и безысходность. Даже песня про свечу, этот символ жизни, запрещена как преступление. Когда в Меланки умирает мать, княжеская стража арестовывает девушку, потому что та посмела зажечь в доме. Особенно поразила всех весть о том, что уже длительное время воевода скрывает грамоту об отмене запрета. Ее похищает молодой киевский оружейник иван свеча, который убежден:
... Когда добром никто не даст нам света,
Его получить надо - не молит,
Ибо без борьбы ничтожны все молитвы.
И свечи мирной не стоит и страна,
Что в борьбе ее не засветила.
Герой попадает в тюрьму. И тогда меланка, чтобы спасти любимого, со сверхчеловеческими усилиями проносит беззахасний перед непогодой пламень свечи крутыми улочками Подола. Девушка погибает. Восставший народ освобождает Свечу, и тот убивает обидчика своей невесты - Ольшанского.
Горожане поражены смертью девушки. Однако Свіччине свадьба не закончилась, борьба продолжается:
- А теперь на приступ!
К мести все! К свободе! К борьбе!
Оптимистичный финал пьесы обусловлен верой в то, что "... для свободного народа когда заря займется мировая".
В художественной ткани произведения особое место принадлежит образам Ивана свечи и Меланки. отвага парня и нежность девушки изображены с М2яким лиризмом. Молодые любят друг друга, но понимают, что не будут счастливы до тех пор, пока существуют нечестивые простого народа. иван свеча клянется восстановить права народа на свет. Мужественной предстает в произведении Меланка. хрупкая, нежная и красивая девушка способна на самопожертвование, ее не пугают грозные испытания. Это-образ поэтический символ Украины, которая через века пронесла свет вільнолюбства, непокоренности.
Сам драматург в предисловии к иного произведения писал: "... в произведении с драматическим конфликтом на историческую тему неизбежны переанахронізми и другие отступления от внешней исторической правды, право на которые давно уже признано за поэтами".