Летописи краевые - жанровые разновидности летописание, исторические литературные памятники, в которых шире воспроизведены разнообразные события конкретной местности в их органическом единстве с общеукраинскими, а через них - с международным. Л.к. как политико-культурный фактор формирования украинской нации распространяются в XV ст., особого расцвета приобретают в XVII-XVIII вв., продолжая традиции эпохи Украины-Руси (Черниговский, Переяславский, Галицко-Волынский). По происхождению принадлежат к двум группам: светские и монастырско-церковные, хоть по тематически-идейным направлением, художественными признаками имеют много общего, ибо авторы отталкивались преимущественно от степени осмысления вклада своего общественного положения, монастыря или церкви в историко-просветительский процесс в крае, в Украине. По объему материала Л.к. делятся на краткие и распространенные. В сжатых - речь шла преимущественно о событиях, свидетелем или участником которых был автор (авторы), в распространенных - подробнее описывались исторические события, факты, поступки исторических личностей, приводились документы (грамоты, завещания, письма, списки, цены на хлеб), цитаты из предыдущих хроник, летописей, произведений писателей, богословов, легенды, предания, связанные с конкретным княжеским, благородным, владчим, гетьмансько-полковничим, дідичним родами, монастырем или церковью и т.д. Авторы монастырских и церковных летописей оказывали достаточно внимания светским, а светские - церковным делам. В памятниках Л.к. единодушно осуджувалася жестокость татар и турок, политическая неуверенность молдавских и валахских господарей, деспотизм московских царей и их воевод в Украине, анархизм польской шляхты и др. Больше всего материала в Л.к. посвящен национальным проблемам, описанным через изображение действий и делам казачества, которое поціновувалося главной оборонительной и державобудівною силой в Украине. Центральными фигурами выступали гетманы П.Конашевич-Сагайдачный, б. хмельницкий, Выговский, п. дорошенко, И Мазепа, и. сирко, С.Палій. Запорожское казачество изображалось неоднозначно, в зависимости от авторских симпатий: предвзятость к нему присуща сторонникам и идеологам реестрового казачества, всепольской или московской ориентации. Замалчивался движение опрышков, крестьянские восстания. Обострялась внимание к конфедератов, куруцев, шляхетских рокошів, антимусульманских выступлений. Л.к. создавались книжной и устно-разговорном украинском, польском, латинском, русском языках. В них ярко прослеживалась эволюция жанра летописи от историко-литературного источника до литературного. По определению м. Грушевского, В.Іконникова, М.Горбаня, І.Крип'якевича, Наталии Полонской-Василенко, М.марченко, І.Панькевича и др., к Л.к. относятся такие жанры историко-литературных произведений локального направления: локально очерченные летописи, хроники, хроники, діаріуші, мемуары, семейно-авторские дневники, летописные заметки, письма, покрайні записи на книгах летописного характера, беллетризованные истории, воспоминания о походы, битвы, бытовые нариси. их история не исчерпывалась XVIII ст., а доходила до первой половины XX в. В национальных памятников относим также произведения, отражавшие особенности украинского жизнь (некоторые непосредственно созданы в Украине) белорусскими, молдавскими, польскими, армянскими авторами, и является общим достоянием наших культур (Каменецкая хроника армянских братьев Акопа и Аксента, летописи Винницкого Капуцинского и Львовского Кармелитского монастырей, Баркулабівський летопись, Путнянський летопись, летопись Яна Юзефовича, дневник Федора Євлашевського, диариуш Афанасия Филиповича, хроника Супрасльської лавры и др.). В настоящее время зафиксировано более двухсот Л.к., среди авторов которых самые известные: Федор Євлашевський - автор Краткого киевской летописи, Афанасий и Федор Филиповичі, летописцы Густынского, Мгарского, Сатановского, Винницкого, Подгорецкого монастырей, Киево-Печерской лавры, а также Михаил Грігашій, Ян Юзефович, Иван Острожский-Лохвицкий, Михаил Гунашевський, Илья Цветок и др.
|
|