10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Отображение стремление народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме И. Я. Франко «Моисей»
Правда против силы!
Боем против зла?
Народ наклонный
Вольности слова!
И. Франко
I. Я. Франко - один из тех выдающихся писателей, в творчестве которых нашли высокохудожественное воплощение мировые темы и мотивы. Он часто обращался к инонациональных источников, переосмысливая их в соответствии со своими взглядами. Одним из величайших мифологических образов Франко считал образ Моисея.
Написанный в период подъема освободительного движения на Украине, «Моисей» стал важной вехой в творчестве Каменщика, раскрыл новые грани его поэтического гения, с большой силой показал глубокую веру Франко в неисчерпаемые силы народа, в светлое будущее своей отчизны. К созданию «Моисею» писателя привели размышления над тяжелой судьбой порабощенного, но непокоренного народа. Тема народа, его прошлого и будущего, его судьбы и исторического назначения среди других народов, в частности славянских, - одна из ведущих в творчестве Франка. И особенно мощно тема народа прозвучала в поэме «Моисей». Поставив в центр поэмы проблему - народ и его предводитель, взаимосвязь между ними на пути борьбы за лучшую долю, раскрывая противоречия между Моисеем и народом, в которой оказывается вождь, не признан теми, кого он стремился вывести из неволи, показывая, к чему приводит пассивность и уныние, воспевая пробуждения массы, осознание ею своей высокой миссии, Франко стремился не только выразить свои взгляды на прошлое родного народа, замученного, разбитого, а направить его - и это главное - на активные действия, на получение человеческих прав.
В поэме создан из живой плоти и крови образ народного предводителя Моисея в различных жизненных ситуациях, одержимого благородной идеей - вывести свой народ из рабства в обетованную заветную землю, где бы он смог раскрыть все свои духовные силы:
Тех невольников поднял
Вывел их в пустыню дикую,
Водил блудом сорок лет,
И научил их добывать,
Построить новый мир.
Для этой идеи он:
И горел, и сиял, и страдал,
И трудился для нее.
Уже пролог удостоверяющий аллегоричность произведения, написанного на библейский сюжет, который как живой духовный мост между прошлым и современностью, как выстраданное в муках и болях слово к своему народу, как освященное безграничной Любовью к нему пророчество.
Поэт осмысливает во вступлении к поэме основные вехи исторического пути народа, выражает наболевшие мысли о его жизни и борьбе, раскрывает свои надежды на его будущее.
Франко выпала историческая миссия поднять на более высокий идейный и художественный уровень изображения народа в украинской литературе конца XIX - начала
XX века.
Страстное желание добра своему народу, вера в его счастливый грядущий день ощущается даже в строках, полных тревожных сомнений:
Неужели тебе бы не суждено было дело
Что бы обнаружило твоих сил безмерность?
Неужели даром сколько сердец горело
К тебе святейшей Любовью,
Тебе офіруючи душу и тело?
Писатель строит стройную концепцию своего отношения к народу, достойного гордиться «в красоте, свободе и здоровью», свободолюбивого народа, талантливого, в слове которого искрится. И сила и мягкость, острота и мощь. И все, чем может вверх дух подняться народа, в песни которого звенит красота и сила, «надежд и утешения світляная полоса...». Так глубокая печаль, жгучая боль перерастают в мажорное утверждение богатых духовных сил народа:
О нет! Не сами слезы и вздохи
Тебе судились! Верю в силу Духа
И в день воскресный твоего восстания.
Путь к победе труден, тернист. Не все достигают конечной цели. И заключительные строки вселяют веру и надежду на близкую победу народа, который по всей своей земле зазвенит голосами свободы, станет хозяином своей судьбы. Народу своему, который непременно получит свободу, наиболее полно проявит свои неисчерпаемые духовные силы, соединится - как равный среди равных - с другими свободными народами. Франко посвящает свое пение, «хоть окутанный тоской, и полный веры, хоть горький, и свободен», его светлой будущині, его гению дарит «скромный дар свадебный».
Драгоценным даром народу не только поэма «Моисей» - вся его бессмертная творчество, которая стала достоянием мировой культуры как непреходящая художественная ценность.
|
|