Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Внутренний монолог - разновидность монолога, в котором передаются внутренние переживания персонажа вместо описания внешних реальных событий, ситуаций, вызывающих эти переживания. Стилистически В.м. оформляется как внутренняя речь действующего лица с соответствующей временной последовательности мыслей, характерными синтаксическими конструкциями, способом выражения и т.д. В.м. набирает все больший вес в произведениях украинских писателей конца XIX - начала XX вв. В связи с усилением психологизма изображения и соответственно этому жанрово-стилевых изменений литературных произведений, автор смотрит под новым углом зрения на объект наблюдения, ищет оптимального соотношения в изображении персонажа и его окружения, нарушает временное развертывание сюжета, а главное - анализирует состояние души персонажа. "Когда старшие писатели исходят от рисунки пренебрежительного мира - природы, экономических и общественных обстоятельств и только при помощи их силятся сделать понятными данных людей, их дела, слова и мысли, то более поздние идут совсем противной дороге: они, так сказать, сразу заседают в души своих героев и ней, словно магической лампой, просвещают все окруженє. Собственно, то окруженє само собой им мало интересное, и они обращают на него внимание лишь тогда и поскольку, когда и поскольку на него падут чувственные рефлексы той души, которую они берутся рисовать. Отсюда нехватка длинных описаний и трактатов в их произведениях и та победная волна лиризма, разлитая в них" (и. Франко, Зібр.тв. в 50т. - Т.35.- С.108). В.м. очень близок к лирическому, а также к такому способу изображения внутреннего мира персонажа, как течение (поток) сознания. Нередко встречается в произведениях М.коцюбинского, Ольги Кобылянской, в. Стефаника, Винниченко и др. Он - характерный элемент в произведениях таких стилевых течений, как импрессионизм, экспрессионизм, постмодернизм и т.п.