Любовь и красота - это те бриллианты, которые он отшлифовывал из невзрачных камешков и запрятывал в вечное сокровище нашей национальной культуры.
Владимир Гнатюк
Михаил Михайлович Коцюбинский - великий украинский писатель и общественный деятель, один из самых прогрессивных людей своего времени. Писатель-гуманист, он занимает одно из главных мест в истории украинской литературы. Его творчество приходится на конец XIX - начало XX века, ярко отражает не только глубинные социальные сдвиги в тогдашнем обществе, но и активные поиски, которыми был обозначен литературный процесс на рубеже двух веков.
Творчески усвоив традиции и опыт своих славных предшественников, прежде всего Марка Вовчка, Панаса Мирного и Нечуй-Левицкий, Коцюбинский ориентировался и на образцы мировой литературы, в частности европейского, был чувствительным к тех новых веяний, которые господствовали тогда в литературе. Он был прирожденным художником, «который имеет немного другие глаза, чем другие люди, и носит в душе солнце, которым вращает мелкие дождевые капли в радугу, вытягивает из черной земли на свет Божий цветы, и превращает в золото черные закоулки мрака», - словно про себя писал Коцюбинский в отрывке «Паутина».
Писатель активно влиял на современную ему общественную и культурную жизнь, а произведения его поражают как актуальностью поставленных в них проблем, так и своим художественным совершенством. Они являются большим достижением украинской прозы. Полны любви к трудовой человека, ко всему прекрасному на земле, они еще при жизни писателя завоевали любовь и признание читателей не только Украины, но и многих других стран мира. Современники не случайно подчеркивали, что один какой-либо произведение Коцюбинского для характеристики того времени дает иногда столько, сколько не даст целая куча архивных документов.
В произведениях М. Коцюбинского правдиво и всесторонне отражена украинская жизни конца XIX - начала XX века, показана борьба крестьянских масс на селе. Гневно разоблачая антинародный строй, непереносимость бедственного положения народа при царизме, писатель показывает упорные поиски трудящимися путей в освободительной борьбе. Во многих своих произведениях писатель создал образы рабочих-социалистов, селян-демократов - «новых людей», которые выступали во главе организованной борьбы за свободу.
Гармоничное воплощение глубоко актуального социально-политического содержания в яркую, изящную форму, чрезвычайно тонкий психологический анализ - одна из самых характерных признаков художественного мастерства Коцюбинского.
Для произведений писателя характерны также живописность, экспрессивность, динамичность языка и художественный лаконизм. Творчества Коцюбинского присущи также человечность, вера в лучшее будущее, умение видеть в жизни светлое и радостное, а не только нужду и горе.
Социальное положение крестьянства, социальное неравенство легли в основу сюжета многих произведений художника. Вопрос «...За что на нас отовсюду именно беда, сама беда?» все время встает перед персонажами его рассказов. М. Коцюбинский мастерски показывает положение малоземельного крестьянства в повести «На веру», подчеркивает человечность и благородство бедняков («П'ятизлотник», «Отомстил»), их неудержимое стремление к лучшей жизни, к свободе («На крыльях песни», «По-человечески», «Дорогой ценой»), искания правды («ціпов'яз»).
В сказке «Хо» раскрывается корни «человеческого страха», нерешительности и трусости в общественно-политической борьбе, препятствующих общественному прогрессу, воспевается смелость, решительность и сплоченность тех «новых рыцарей», которые выступают первые.
Большим творческим достижением художника является и его новеллы. Революционные события 1905 года повлияли на идейно-творческое развитие Коцюбинского. Они закалили его волю к борьбе, породили много литературных замыслов. Свидетельством этого является новеллы писателя 1906-1912 годов, направленные против выступления реакции, которая проявилась во всех сферах жизни общества. Основное внимание писатель обращает на раскрытие мировоззрения у представителей разных социальных слоев, разных социально-политических групп. Коцюбинский воссоздает широкую панораму народной жизни и общественных настроений тех лет («Смех», «Он идет!», «Неизвестный», «Persona grata», «В дороге», «Intermezzo»). Писатель изображает человека и человеческую массу в критической ситуации, в момент душевного кризиса, подвергая глубокому, чем до сих пор, психологическом и философском анализа внутренний мир героев.
«Человечность, красота, народ, Украина - это любимые темы бесед Коцюбинского, они всегда были с ним, как его сердце, мозг и славные, ласковые глаза», - отмечал друг Коцюбинского, известный русский писатель М. Горький.
Часто в письмах к друзьям М. Коцюбинский называл себя огне - и солнцепоклонником, а в новелле «Intermezzo» писал: «Солнце! Я тебе благодарен. Ты сеешь в моей душе золотой засел - кто знает, что выйдет из того семена? Может, огни?» И всходы получились прекрасные: в творчестве Коцюбинского украинская классическая проза достигла своего наивысшего уровня. И все его честное и многотрудне жизнь, и все его творчество подтверждают: да, он был и навсегда останется великим Солнцепоклонником и великим Человеком.
Живет в сердцах твое бессмертное слово
и к народу родному любовь,
словно звезды сеяния пурпурное,
хоть ты от нас давно уже ушел.
И с нами будешь вечно жить, жить,
как сияние солнца, как вечернее пение,
ты так любил земле своей цветы,
и так, как цветы, ты людей любил.
Это строки из стихотворения В. Сосюры «Памяти Коцюбинского». Его талант действительно расцвел цветами необыкновенной красоты, которую заметили не только в Украине и России, но и в Европе. И преждевременная смерть обернулась бессмертием его произведений, известных во всем мире.