Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Леонид Мосендз

(20 сентября 1897 - 13 октября 1948)

Леонид Мосендз

«БЕЗДНА СМЕРТИ И БЕЗДНА ЖИЗНИ СПІТКАЛИСЬ НА ГРАНИ...»

Из письма, писанного друзьям незадолго перед уходом из жизни: «Перед годами снился мне сон: я был на небе, на широкой облаке и под темным звездным небом, и ангел показывал мне дома. А в одном была большая витрина за стеклом, и там стояли на черных підставцях блестящие бриллианты. Вижу их! «Народы мира»,- сказал ангел. «А где же Украина?» - спросил я. «Вот!»- и показал на 7-й из ряда диамант. Не был он велик, как те перед ним, но стройный и блестящий, словно готическая башня... И до сих пор помню, до сих пор чувствую я тот трепет».

Вихопилися эти слова из сердца Леонида Мосендза. Выдающийся писатель, выдающийся ученый, выдающаяся личность в украинской эмиграции, он фактически остается неизвестным в Украине, что является большой несправедливостью как насчет Леонида Мосендза, так и по всей украинской культуры.

Родился он в городе Могилеве-Подольском 1897 года. Мосендзів родовид богатый и сложный: среди его предков были украинцы, поляки, литвины (белорусы), даже греки, в семье мирно сосуществовали православная и католическая вера. Впрочем, семья и среда, в которой рос Леонид, были русскоязычные. Мать - дочь лесника с Волыни Лясковця (позже это фамилия править Мосендзові за псевдоним). Отец Марко Мосендз, как подают справочники, был служащим, но он служил управляющим маетностей у польского помещика. Имея перед глазами печальный пример (родного брата за украинство упекли в Сибири), он сделал для себя надлежащие выводы, был законопослушний - дальше никуда, поэтому детей своих (кроме Леонида, было еще двое ребят и девочка) воспитывать пытался в том же духе. И их, бесспорно, воспитывали еще и окружение, простой люд, а он на Винниччине упорно не хотел зросійщуватися и разговаривал по-украински. Это западало в душу, откладывалось где-то в подкорке, в сердце чувствительного дітвака. И, конечно же, огромное впечатление произвел на него «Кобзарь»Шевченко.

Отец умер, когда Леониду было семь лет. Они с матерью переезжают в Явтушкова, потом к Яришева (Могилевский уезд). В Ярышев Леонид 1911 года окончил начальную школу, после чего поступил в учительской семинарии в Виннице. Вслед за Александром Довженко, который в то же время проходил курс наук в Глуховском учительском институте, мог бы повторить слово в слово: «Запрещено было в нашей среде говорить на украинском языке. С нас готовили учителей - обрусителів края. В Киевской, Подольской и Волынской губерниях в нашей платные впоследствии добавилась какая-то надбавка, кажется, восемнадцать рублей в месяц - за обрусение края». Закончив обучение (1915 p.), Леонид Мосендз короткое время учительствует, затем попадает в войска. На румынском фронте его и застала революция 1917 года. Мало сказать, что он встретил политические и социальные катаклизмы неподготовленным - Леонид Мосендз просто не понимал, что творится вокруг. Приведем красноречивые его показания: «...до 1918 года я был русским (малорусским) патриотом»; «...когда была 1913 г(оку) перепись - все написали, что они малброси, только я и еще один - что мы «русскіе». Был я российский патриот». Но: «...за 1 месяц с меня был украинский националист». Произошло это, несомненно, не только вследствие чтение «Кобзаря» Тараса Шевченко, Грушевского и «Истории Украины-Руси» Михаила Грушевского. Прежде всего Мосендзову сознание перевернули конкретные исторические события, то мощное подъем украинского духа, которое Владимир Винниченко назвал «возрождением нации».

Теперь, думается, понятно, почему Леонид Мосендз оказался в армии УНР, где и прослужил как старшина, то есть офицер, почти год. После чего оставляет свою часть и продолжает обучение. И это - в самый разгар гражданской войны. Что произошло? Называют разные причины: смерть матери; гибель старшего брата, который воевал в той же петлюровской армии; плохое состояние здоровья. Близкие ему люди говорили еще и о внутреннее смятение, о невозможности примирить идею с теми средствами, которыми она реализовалась в жизни. Говорится, конечно, о национальной идею.

Как бы там ни было, но в 1920 году учитель Мосендз вместе с разбитой армией УНР отступает к Польше. Сначала работал в городе Ченстохове в украинской библиотеке, а в 1922 году отправился в Чехо-Словакии, в Подебрады. Хотел получить новую специальность в Украинской хозяйственной академии. Однако все его дипломы не имели там силу. Пришлось поступать на матуральні курсы реальной гимназии. Обучение разве что радовало всегда Мосендза. в 1923 году он, окончив матур, поступает в академию на химико-технологический факультет. А в 1928 году его оставляют ассистентом при кафедре профессора В. Іваниса, впоследствии приглашают на кафедру чешского профессора Вондрачка в политехнический институт города Брно. Леонид Мосендз становится специалистом по переработке нефти, защищает 1933 года докторскую диссертацию на эту тему. Он печатает последствия своих исследований в специальных журналах, научная деятельность приносит ему европейскую известность. Добавим: вполне заслуженное.

Тот сам закон напрямно-точных линий

ограничивает исчисленный кристалл,

и снежные звезды, и васильки синие,

и мутно нашарований опал.

Спираль стихий на скрайніх пределах неба,

прыткий в орбітнім полете электрон...

От сияний зенита до глубин Эреб

один в Необходимости закон.

Его пізнать от альфы до омеги.

Ему отдать напряженность забот.

От точки охватить вплоть до Веги

материи незупинимий лет.

Неизвестно, каких глубин научных достиг бы проницательный ум Леонида Мосендза: везде, за что бы ни брался, он что-то открывал новое. -Говорят, он одним из первых разгадал секрет «тяжелой воды». Но - в искусстве, в науке - работать невозможно, если за тобой не стоит государство. Твоя держава со всеми ее весомыми аргументами - технической озброєністю, природными ресурсами, финансами. С независимых, мол, от нее обстоятельств Украинская хозяйственная академия прекратила свое существование. В поисках хлеба насущного Леонид Мосендз оказывается на Закарпатье. в 1937 году он устраивается учителем коммерческой школы в городе Хусти. Вскоре венгерские фашисты оккупируют Закарпатья, уничтожают молодую Карпатоукраїнську государство, и Леонид Мосендз убегает до Братиславы, где находит постоянную работу в Исследовательском институте виноделия и таки исследует, совершенствует технологию, печатается в специальных изданиях. Почувствовав себя и морально, и материально вернее, брак с чешкой Магдалиной Паланковой. В них находится дочь Маша.

Итак, изнурительная работа ежедневная - ради куска хлеба насущного. Напряженная деятельность научная. Участие в политической борьбе: Леонид Мосендз вошел к так называемой Легии украинских националистов, которая стала одной из структурных оснований широко известной и широко разветвленной ОУН. И об этом речь ниже... Даже при бешеной Мосендзовій неутомимости, целеустремленности, энергичности названного хватило бы на несколько жизней. А добавьте к этому еще и неизлечимую болезнь (чахотка), что грызла Мосендза со студенческих лет! Где и когда находил он время и силы на литературное творчество? А он же писал постоянно, писал с полной самоотдачей, писал вдохновенно. Писал по-своему - творил.

Еще в детстве Леонида Мосендза посещала рима, но эти его поэтические попытки мы ничего не знаем. Кроме одного: это были русские стихи. Знаем также, что віршував Мосендз и находясь в армии. В эмиграции его признали сразу как поэта.

И как поэт, и как личность Леонид Мосендз имел, в частности, немалое влияние на формирование Елены Телиги. Кстати, это он был ее учителем, когда она готовилась до сдачи экзаменов в Подебрадах. Правда, они, оставаясь друзьями, потом разошлись идейно.

Твоя жизнь - холодный тихий стал,

Без темных омутов и звонких прибоев,-

писала ему бывшая ученица в знаменитом стихотворении «Письмо». Но на литературном поприще они сотрудничали хорошо, мирно публиковались в тех же изданиях: входили (вместе с Олегом Ольжичем, Евгением Маланюком, Юрием Кленом) к, «вісниківської квадриги», то есть группы литераторов, сплоченных вокруг журнала «Литературно-Научный Вестник». Именно здесь Леонид Мосендз напечатал редкий тогда цикл - венок сонетов «Юношеская весна», посвященный Праматери Рода.

Ты льешь уже моего рода вечное море,

сама для него вечный источник.

О, знаю я: тебе это было

засеяно прапредківські просторы!..

И еще новые поля для рода зоре

твоих потомков міцнеє рало!

И будет: под єдинее жезл

соберется род в величественном Соборе,

благословит побідницю веков,

благословит Праматерь юношей,

Праматерь всего чина, жертвы, веры...

И путь геройства, вечная и ясна,

начнется Рода в жизненном водовороте,

КАК ЗАЦВЕТЕТ ЮНАЦЬКАЯ ВЕСНА.

Нет, что-то не очень оно смахивает на холодный тихші стал»!

«Быть писателем - это призвание Божие», - говорил Леонид Мосендз и не предавал этому убеждению. Творчество и служение литературе - то для него тождественные понятия. Свободного времени практически не было, И Мосендз уривав ночные часы для писания. Печатает в буковинском журнале цикл стихотворений на библейские темы. Завершает поэму «Вечным корабль» - на материале нидерландской истории XVI в. Проблема - не только нидерландская: как бороться с оккупантами эмигрировать или не эмигрировать из родной страны? Проблема волновала Мосендза лично, и он, в конце концов, пришел к выводу: «для Украины работать можно и не в Украине»... Первой изданной книгой Леонида Мосендза стало эссе «Штайн - идея и характер» (Львов, 19QE5). Поясним: барон фон Штайн - герой освободительной борьбы немецкого народа и организатор европейского сопротивления Наполеону.

в 1936 году появляется в Черновцах автобиографическая повесть Леонида Мосендза (потом, кстати, перевивана дважды) «Засел». В следующем году Иван Тиктор издал в Львове сборник Мосендзових рассказов «Человек покорный», в основу которых положены непосредственные впечатления Мосендза от гражданской войны на Украине. 1939 года получается (у того же Ивана Тиктора) сборник новелл «Возмездие», сюжеты которых подряд заимствовано из европейского средневековья и Возрождения. И лишь в 1941 года в Праге («типография протектората Чехии и Моравии») появляется сборник Мосендзових стихов «Зодиак», в которую вошли стихотворения, написанные 1921-1936 годов. Появление ее прошли почти незамеченной: книга явно опоздала к читателю, которому чаще было не до поэзии, такие настали Времена. Вокруг бурлила, мировая война, и это не могло не отразиться и на творческой, и на личной судьбе Мосендза.

Было уже сказано: он страдал ела, туберкулезом, регулярно лечился. Условный военного и послевоенного жизни не способствовали укреплению здоровья. Да и политическая ситуация,которая складывалась в Чехо-Словакии, Мосендза не очень радовала. 1945 году он вынужден был оставить семью в Братиславе, » сам переезжает в Австрию. Сначала проживает в Инсбруке, впоследствии в Зеефельде, надеясь на целебный и чистый горный воздух. В Инсбруке 1945 году выходит поэма «Канітферштан, на украинскую язык перелицованный», посвященная жене Магдалине Паланковій. «Дочке Машеньке на память и пригадку» он пишет 1946 года поэму «Волынский год», в которой изобразил себя, свою семью, открыл тайны своего происхождения. Поэму , «Волынский год» было напечатано 1948 года в Мюнхене.

В Инсбруке Леонид Мосендз познакомился с Освальдом Бурггардтом (Юрием Кленом). Они понравились друг другу и заприязнились. В этом нет ничего удивительного: это были родственные, что называется, души.( Оба неусыпно, до истощения трудились, оба нуждались в разрядке. Юрий Клен предложил Мосендзові соавторство в создании образа «вечного украинца» и безудержного графомана Порфирия Горотака. К ним приєднавсь художник и литератор Мирон Левицкий. Вот эти трое и родили на свет «Дияболічні параболы», вышедшие в 1947 году в Зальцбурге. Предисловие «Об авторе» написал Леонид Мосендз: «Читая его текучие, звучные стихи, читатель не раз останавливается перед вопросом, имеет перед собой первую бурную поэзию, первый Strum und Drang молодой души, с полмира насобирала вражінь и знаний, и не успела еще их упорядочить, или, может, тонкую гайнівську иронию искушенного путешествиями поэта, намножену на красочность образов и внезапность стилистических оборотов. В каждом отдельном случае читателю самому придется решать этот вопрос.

Эта же сборка представляет собой интересную появление, что ей до сих пор нет примера в нашей литературе. Она включает в себя стихи разных лет, так что есть между ними незрелые юношеские, есть и вполне совершенны форме, свидетельствует, что поэт на пути окончательно значить себя и самоопределиться.

Сквозь глузи и иронию прорывается «острой тоски острая боль» (Николай Зеров), ведь и сам Леонид Мосендз находился «на пути окончательно сшить себе и самоопределиться». Впрочем, судьба не была к нему благосклонна, скорее наоборот.

Туберкулез восстановился и сжигал Мосендза живьем. Денег на лечение не было откуда взять. Совершенно истощенный, лишенный средств существования, он соглашается на предложение земляков, потому что другого выхода не находил, и в декабре в 1946 году переезжает из Австрии в Швейцарию, где его на средства американской благотворительной организации устраивают в санаторий Мотекс (городок Бльонав). Хороший медицинский уход, чудесный климат - все это задержало ход беспощадной болезни. Леонид Мосендз, как никогда, много работает: переписывается, изучает чужие языка, читает, читает и пишет. Пишет детские сказки для своей дочери Машеньки, брошенного в Братиславе. Пишет рассказы. Пишет поэму «Дни жизни и смерти казака Мамая», надихану мифом о Сизифе и собственными наблюдениями над реальностью.

Что мучило его, над чем он мучительно размышлял, почему не находил покоя? Он был обречен судьбой на поиски истины и до конца своих дней дошукувався правды. Он искал силы, вдохновения, способной удержать человека от преступления, от противоестественных, ошибочных решений и поступков. Хотя исторические, общественные, политические обстоятельства этому не способствуют. Двадцатый век посвежее явило великую субстанцию, которая грозила не только в нормальном, но и просто существованию свободной, свободомислячої человека: тоталитаризм. Леонида Мосендза пугал тоталитаризм как коммунистический, так и антикоммунистический: опасность он чувствовал, слышал, видел и из того, и из другого стороны. Из-под его пера выходит памфлет, направленный против Николая Хвылевого... - «Знесвячування храма». Леонид Мосендз подвергает едкой анализу идеологию национализма. Так, нация - то, что дает человеку почву под ногами, опору в пространстве и времени. Без поддержки нации не выживет, не сумеет просуществовать человек, более того - без нации человек не имеет права на жизнь. И все-таки: где та грань, до которого человек может дойти, но которую переступить - стыд, грех, табу? Есть она или ее нет - эта граница, этот рубеж человеческой нравственности? Об этом Мосендз думал, над решением этих «проклятых вопросов» дрался. Вот отрывок из письма к Шумовських, давних и близких приятелей: «Вы говорите о недосказанные Донцова. Имеете прав. Видимо, в моем романе найдете ответ. Ибо мерилом вещей является человек. И никогда нельзя будет благосостояния человечества постичь преступными средствами. Цель никогда не освящает средств, и когда наши наци(оналісти) об этом забудут - будет с ними большой капут... Любовь великая вещь, но надо еще себе осознавать, зачем нам та Украина нужна. Потому что если мы в ней введем свое НКВД, как уже смакуют фпільовщики, то стоит иметь Украину?»

Роман, о котором упоминает Мосендз,- это «Последний пророк». Роман о предтече Иисуса Христа Иоанна Крестителя. Роман о возникновение, развитие и противоречия христианской идеологии. То есть (это все понимали) идеологии национализма. Прежде всего украинского, но и не только украинского - всякого. Над «Последним пророком» Леонид Мосендз работал до последнего вздоха, этому произведению подарено было весь жизненный и мислительний достояние писателя, Роман, вобрал в себя горький опыт целого поколения, не мог всем понравиться. Собственно, он и писался из расчета на бескомпромиссную полемику. И этим объясняется, почему «Последний пророк» вышел (с глубокой и искренней предисловием Богдана Кравцива) только через двенадцать лет после смерти его автора. И то - только три части. Четвертую, самую главную, итоговую, идейные противники Леонида Мосендза спрятали так тщательно, что и до сих пор вряд ли кто (кроме посвященных человек) скажет с.,, определенностью: сохранилась она, эта часть, или нет? О ней ни слуха,ни вести.

Как и положено стоїкові, Леонид Мосендз расставался с жизнью мужественно. То, что болезнь неизлечима, для него не составляло тайны. Хотел одного: как можно больше успеть. В сентябре 1948 года ему сделали операцию: вырезали сзади пять ребер, чтобы как-то сжать сгнившие легкие и замедлить туберкулезный процесс. 12 октября Мосендзові сделали вторую операцию, еще более тяжелую и более опасную. Он еще успел написать письмо: «Настроение у меня минорное. Хоть и докучило уже быть дольше больным. На выздоровление есть добрая надежда. Но... серцеьмоє отравили бациллы, оно слабеет».

Сердце, измученное чрезмерными нагрузками, не удержало. На следующий день Леонид Мосендз умер. В последний путь провели двое его земляков, врачи и санитарки, которые полюбили необычного больного. А молитву над могилой прочитал протестантский пастор: от услуг священника Русской православной церкви Леонид Мосендз отказался еще при жизни.

Наследие его не собрано и не издано поныне. Исследователи не обходят Мосендза вниманием, однако в оценках их раздается порой неуместна превосходство. Вот что, например, написали в «Координатах» Богдан Бойчук и Богдан Рубчак: «Мосендза можно назвать «культурным поэтом» - со всеми положительными и отрицательными значениями этого термина. У него был талант не очень широкого диапазона; но он культивировал его с настойчивостью ученого». Эта усмешка интонация берет начало в не менее поблажливій характеристике Евгения Маланюка: «...настоящим призванием Л. Мосендза была наука, в нем-потому корінився ученый в найточнішім смысле этого, к сожалению, так стертого за последнее время слова».

Маланюкова оценка, которую охотно растиражировали различные издания, есть по крайней мере субъективной. Поэта следует оценивать прежде всего за наивысшими его достижениями. А Леонид Мосендз и в области поэтической создал заметные ценности. Что это так, не иначе, читатель легко убедится. Даже просмотрев предлагаемую подборку.

Леонид ЧЕРЕВАТЕНКО