Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Сочетание реального и фантастического в повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма»

Произведения Григория Квитки-Основьяненко отмечаются художественной достоверностью, мастерством, живой связью с современной писателю действительностью. Он прекрасно знал украинский быт, фольклор, народную демонологію и органично использовал этот материал в своих прозаических произведениях. Одним из таких произведений является бурлескно-реалистичная, сатирически окрашена повесть «Конотопская ведьма», в которой реальное и фантастическое объединены автором в цельную картину.
События разворачиваются во вполне реальном городке Конотопе, и заправляют в нем обычный украинский сотник и его писарь. Господин сотник Микита Уласович Забрьоха «более тридцати счета не знал, а казака ни однісінького в лицо не знал и не понимал, кто из них Демко, а кто Процько». Полной противоположностью ему был Прокоп Ригорович Пистряк, «суть сотенный конотопский писарь», человек хитрый и корисливий. их старшинування отмечалось полным произволом. Реальную власть имел писец, ибо без его неважного знания грамоты господин сотник чувствовал себя беспомощным.
Автор точно и детально описывает жизнь в Конотопе, отношения между людьми, достоверно обрисовывает психологические мотивы их поступков. Вот, например, о чем в первую очередь думает господин сотник, загадав свататься к хорунжівни Елены: «... девка здоровая, молодая, дородная... Свой хутор, лесок, мельница...» А «искренний приятель пана сотника» писарь, обидевшись на Забреху через случай с хворостиной, мечтает сместить его с должности и подговаривает не выполнять приказ полковника.
Фантастические события в повести начались с того, что сотник, вместо выполнить приказ начальства и вести казаков в Чернигов, с бухты-барахты принялся спасать мир от засухи. За народными представлениями, вызвать засуху могло ведьмино колдовство. Поэтому было решено искать среди девушек виновницу несчастья. Забрьоха и Пистряк пожелали проверить всех женщин дедовским методом - в ставку: «Аще кая суть ведьма, и не погрязнеть на дно річноє». Список предполагаемых ведьм составлял сам писарь Ригорович, выбирая тех, кто чем-то ему не угодил.
Истопив немало девушек, старшины обнаружили ведьму, старую Евдокию Зубиху. С этого момента фантастическое в повести тесно переплетается с реальным. Ведьму изображено в произведении вполне согласно народных представлений: «...как днем, то и старая, а как солнце заходит, так и молодеет», ходит ночью «доить по селу коров, овечат, коз, собак, кошек, а по болотам лягушек, ящерок, змей». Этот фантастический персонаж вплетается в реалистичные сюжетные события, и в отношении к нему особенно ярко проявляется скудоумие сотника и корысть писаря.
Забрьоха и Пистряк блестяще выполнили задачу: спасли край от засухи, відлупцювавши старую Евдокию розгами. Ведьма пообещала вернуть дождевые облака, но затаила зло на «гаспидського Забреху» за публичную позор.
Неизвестно, чем вызваны следующие события - происками ведьмы или фантастической непутевостью Забрьохи с Пістряком. Они, каждый в отдельности, решили: если в деревне есть ведьма, почему бы не использовать ее умение в собственных интересах? Писарь, обиженный случаем при подсчете казаков, хотел занять место своего сотника, а Забрьоха мечтал о хорунжівну Елену.
Вдатна на выдумки, ведьма получила прекрасную возможность отомстить, так и сотник, и писарь готовы были выполнить любой ее приказ. Евдокия согласилась им помочь. Отец-сотник на радостях воскликнул: «звелиш Конотоп сжечь, так вместе с четырех концов и зажгу...»
Конотоп удивлялся непонятном поведении своего сотника, и его с писарем в конце концов за дурачество и «полеты в теплые края» сняли с должностей. В придачу ко всему Зубиха, наведя чары на Забреху, женила его не с желанной Еленой, а с лысой, кривой на глаз, кособокою и коростявою Солохой.
С помощью ведьмовских чар Евдокии герои обнаружили свою истинную сущность. Они показали, что готовы использовать любые средства для достижения своей цели. И ведьминские колдовство не могут помочь в решении реальных жизненных проблем, если человек не способен помочь им сама. Хорунжівна Елена, которая тоже обратилась к ведьме, вступила в брак со своим избранником господином Халявським, но «хоть и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию, за ее репейники и косточки сушеной лягушки, так оно все и пало прахом».
В повести много фантастического: чары и оборотни, любовная ворожба и летания на метлах. Однако среди сказочных событий не исчезают реальные проблемы человеческой жизни, сложность человеческих отношений. Квитка-Основьяненко использовал фольклорный и мифологический материал для более яркого выявления ограниченности и произвола чиновников), их карьеризма и жадности.