(этюд) ...В чем загадочность и пронзительный трагизм этого художественного шедевра Коцюбинского? Может, в духе гуцульской легенде в котором, не сговариваясь, творят Кобылянская и Хоткевич, - много художников, начиная с "Черной рады" Пантелеймона Кулиша, где Кирилл Тур считает Черногору неким Эльдорадо, которого не затрагивают катаклизмы жизни.
Может, дело в том, что весь мир "Теней..." - это сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная? Но Коцюбинский не может окончательно превратиться в ребенка или доброго деда-рассказчика; перечислив нявок, чугайстрив, арідників, щезників и русалок, как действующих лиц, все равно отмечает: "весь мир [только] был как сказка"...
А дальше рисует. Внимательный очевидец рисует, наслаждаясь натуральностью и близостью изображаемого... А может, это фольклористическая произведение? Да нет, все те песни должны сыграть в этом Действе совсем другую роль... Ни на чем не останавливается зрение: описания одежды, природы, кровавого вражды, насилия, и вдруг... что это?
Вековые традиции жизни за деда-прадеда одним махом зачеркнуто. Маленьким Девчонкой, Что Не Желает Нести Зло. И жизнь направляется в другое русло. Все то же самое: прозаические овечки, коровы в лесу, купание в потоке, но...
Тьма в сердце в старину? Он не нуждается в "их" согласия. Разлука? Да и пусть. Все теперь иначе. Маленькое жизни остановило время! А может, нет? "Течет вода в синее море, и не вытекает..." Кучерявый Черемош светит под скалы недобрым зеленым огнем! Бди, Ива!..
Величественный покой земли, гармония природы немного утешают боль разлуки. Богоподобное, титаническая фигура ватага, простые, которые не ищут противоречий, версии происхождения мира и спокойствие окружают Ивана, но не вылечивают его сердца. Маричка! Зовет. Именно его.
...Он стоит и заглядывает в черную бездну... Это же его зовет лесная. ...Он услышал, как прервалось тонкое хрустальное паутину, что соединяло их сердца. Вот и все. Маховик времени немного задрожал, заскрипел и медленно стал делать оборот за оборотом. Ничто - ни заработанные деньги, ни молодость, ни женитьба не смогли остановить его. И он начал вращаться, крутиться, стал доступен для влияния времени. Опоздал, даже тела не смог признать, женился - хазяйство требует вечной труда - и, лишено Главного, Высшего Смысла, человеческая жизнь сливалось с худоб'ячим.
Иван даже не делал попыток заинтересоваться жизнью, не задавался вопросом даже, любит Палатную. А зачем? Маржинка же есть. И только потом колесо действительно остановилось. Только причина была уже другая. Теперь не имело значения, был ли то мавка, лесная. То было Маленькое Дитя, которое уже раз останавливало поток зла. Теперь он увидел, какой безрадостной была его погоня за приплодом или борьба за супружескую верность.
Мог ли писатель, оставаясь верным себе, оставить Маричку живой? Иван даже после ее смерти не предал любимую, потому что принадлежал Палатные только телом. Они с Марией могли бы быть счастливыми супругами, но сказки никогда не продолжают рассказ дальше свадьбы.
Вряд ли есть смысл сочувствовать Ивану. Он любил, а мгновение настоящей любви достойна одинокой вечности. Они с Марией могли бы посочувствовать тем, кто не знал этого. Этот мир и дальше будет достоин сочувствия, если в нем любовь самопожертвования, самоотдачи не превратится из исключения на цель жизни на земле.
|
|