Стих (лат, versus - повтор, поворот) - 1) элемент ритмического речи в литературном произведении, основная единица стихотворного ритма. Иногда совпадает с віршовим строкой, но ни в коем случае не должен с ним отождествляться, потому что эти понятия разного плана. К примеру, в творчестве В.Пачовського наблюдается такой случай:
Так ходила по аллее, и занять я не мог! Чисто
ангел-білосніг... Млел я, глядя на нее, плыли
слезы с глаз моих, заросив я проникно ног...
Возвращалась, улыбалась -
и занимать я не мог!...
При пяти типографских строках здесь усматривается восемь элементов ритмического вещание со схемой рифмовки аббабба, что ассоциируется с восьмивіршем. Случаются моменты, когда стихотворных строк гораздо больше, чем стихов:
Вот и все.
Похоронили хорошего человека.
Вернули навеки в лоно земли.
И неужели же
поместились в тесном гроб
все заботы его,
все надежды,
сожалений? (В.Симоненко).
При восьми строках это обычный катрен, сознательно почленований на отдельные строки для смысловой и интонационной выразительность поэтического вещания, состоит из четырех языково-ритмических элементов; 2) система поэтического вещания, имеет имманентные закономерности внутренней ритмической организации и структуры, где особая роль принадлежит ритмическим акцентам, альтернанси, анакрузи, стихотворные размеры, клавзули, рифмы, строфы и т.д. Свойственное стихотворной речи эмоциональная приподнятость сказывается на интонационной самостоятельности отдельных фразових отрезков, повышает функцию павз, усиливает звучность, выявляет эстетическую стоимость поэтического произведения. Отсюда еще одно значение. - 3) лирическое или лиро-эпическое произведение, организованный по версифікаційними законами определенного литературно-исторического периода. Как особая система В. появился в античные времена, отделившись от музыки и танца. В праукраинское сутки он был известен в нерозчленованому виде ("Послание ориев до хазар", "Велесова книга"). Его элементы существовали и в киево-русский период, в частности в "Слове о полку Игореве", "Молитве Св. Феодосия", и лишь на ренессансно-барочном этапе этот срок распространяется в творческой практике и в теоретическом осмыслении (школьные, рождественские, пасхальные и т.п. стихи). Понятие И. иногда употребляется как синоним понятия "поэзия": И откуда этот вопрос: а что есть стих?
Дух? Материя? Первооснова? Слезы?! [...]
душа, которая рядом, такая наполохана, что
может умереть от цокания сердца твоего (Светлана Короненко).
|
|