Мировая литература знает много примеров использования фантастики как художественной выразительности, помощника автора и проводника его мысли. Возьмем хотя бы "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, "Нос" М. В. Гоголя, "Историю одного города" М. Есть. Салтыкова-Щедрина. В украинской литературе основал это направление Г. Ф. Квитка-Основьяненко в повести "Конотопская ведьма".
И действительно фантастические события происходят в славном городке Конотопе. То Явдоха Зубиха не хочет тонуть в реке, хоть навесили на нее двадцать пудов; то конотопский сотник господин Забрьоха летает под небесами, словно птица; то куда делись двери и окна в доме, не пуская Никиту Уласовича до венчания; то коварно меняет свое решение хорунжівна Елена. Вот что наделало колдовство відьмовське!
И диво дивное! Не грустит, не читатель ужасается, узнав про такие страшные события, вызванные потусторонними силами, и речь и интонация автора остаются насмешливыми и насмешливыми. И даже вспоминаются слова Никиты Уласовича о писаря Пістряка: "...Пусть, - говорит, - не проспится, ибо он часто химеры гонит..."
Почему же такое впечатление остается у читателя и почему он вместе с Григорием Квиткой-Основьяненко смеется из персонажей повести? Потому что есть такое понятие, как мастерство, и писатель проявил себя настоящим мастером художественного слова, сумев удачно совместить реальность с фантастикой, использовав фантастические элементы с определенной целью, сделав их средством комического.
В этом дуэте - реальность и фантастика-г - ведущий голос принадлежит реальности: "Конотопскую ведьму" можно считать вполне реалистичной повести. Фантастику автор использует как сатирический средство. И неизвестно, где больше "химеры": в том, что Явдоха Зубиха терпит кару и не кричит, в голове у Прокопа Ригоровича, который после "глумленія пиянственного" не может иначе посчитать казаков, как только на довжезній хворостині? И происходят эти "химеры" прежде всего в головах пана сотника и господина писаря? И чего больше в том, что Забрьоха женился Солохой: колдовство Евдокии или интриги Ригоровича?
В том то и дело, что автор отдает это на усмотрение читателю; он даже не настаивает на том, что всему причиной колдовство. Недаром, рассказывая о "кацунку ханаанскую" Евдокию, о ее испытания на воде. Квитка-Основьяненко не берет на себя полной ответственности за правдивость этих событий: "...Боживсь тот человек, который мне это рассказывал, а кто и говорил, когда знаете, Иохим Хвайда, что в позапрошлом году умер..."
Но действительно, необычные события в повести, которые никак объяснить нельзя: вдруг взлетел господин сотник, как "птица заморский", напугал и детей, и женщин, заставил и старых людей плеваться и ужасаться. А все равно почему-то не страшно читателю! Потому что он вместе с автором смеется Никиты. Мало было Г. Квитке-Основьяненко рассказать, что господин Забрьоха "лекарств более тридцати" не знает, а умеет только подписывать; что все бумаги называет "лепортами"" и может подписать их стоймя. Что сотник "прехваброї конотопской сотни" верит в ведьм и считает борьбу с ними важнее, чем выполнение приказа полковника. Не умеет он ни посвататись, как люди, ни другой какой совет себе дать без писаря Пістряка. Ишь, мало этого автору! Так он еще заставил Забреху летать и пить просить! Понятно, что дурачит Никиты автор. Да и языковые средства, использованные при этом об этом свидетельствуют: "как господин Забрьоха, словно птица заморский летит под небесами: руками бовта, словно крыльями, черкешенка ему раздувается, ногами дрыгает, шаровары налужились, сам употів..." Писарю кажется, что сотник полетел, "как гусь", а старой Льознисі он кажется вороной. И что в этой фантастической события для автора и читателя? Только смех и издевки!
А Прокоп Ригорович? Не в его голове появляются разные "химеры"? Еще до появления ведьмы Евдокии какие-то странные события происходят с ним: тика куда-то один казак, пока писарь входит в дом - и все! Сколько раз не возвращается Ригорович вновь на улицу, а все тот казак тика! То и не удивительно, что такой человек рано утром не мог дверей найти в доме: двери тоже "сбежали", еще и вместе с окнами!
Таким образом, можно утверждать, что повесть вполне реалистичная. Просто автор очень мастерски использовал элементы фантастики как сатирический средство. Фантастические эпизоды - это лишь подтверждение бессмысленности пребывания такого человека, как Никита Уласович, на должности сотника. И здесь Г. Квитка-Основьяненко опирался на реальную жизнь. А именно: он ничего не выдумал, он опирался на народные верования и суеверия. Потому что все необычные события можно было объяснить відьмовським колдовством. И поэтому необычное событие, как то, что сотникам в Конотопе был глуп и дуркуватий Микита Уласович Забрьоха, тоже можно объяснить только колдовством. Поэтому и повесть называется "Конотопская ведьма"!