8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Средства психологизма в повести М. Коцюбинского «Дорогой ценой»
Писателю надо знать краски, как и художнику,
а для этого надо быть художником. Это бы ему много
помогало разбираться в общей цветовой стихии
и способствовало бы образованию гармоничного целого
с психологией момента действия.
М. Коцюбинский
Толкование психологизма в украинской литературе второй половины XIX века связано с научным исследованием художественных произведений. Использование средств психологическую характеризует личность писателей, каждый из которых имеет свое лицо, свой почерк, что-то такое индивидуально-неповторимое, что отличает одного от другого. В центре внимания писателей-психологов - изображения душевного состояния героев с его противоречиями, трудностями; показ динамики характера, динамики душе как сложного процесса, связанного с борьбой настроений, с глубокими кризисами, со сменой одних душевных качеств другими. Как пример для подтверждения приведенных выше тезисов можно привести повесть М. Коцюбинского «Дорогой ценой», прочтение которой побуждает к размышлениям, рассуждениям о такие жизненные ценности, как мужество, воля, преданность. Попробуем очертить некоторые средства психологизма в повести.
Первое средство, которое углубляет характеристику украинского крестьянства и его представителей Остапа и Соломии, - авторская ремарка. Вот она: «...иго было наброшено на шею дикому туру, загнанном, обессиленному, но овеянном степным ветром, с невтраченим еще вкусом свободы, широких пространств». Он, дикий тур шел в ярме покорившись силе, но ненависть к самовладців вызвала у него гнев - его глаза наливались кровью. Крестьянство бежало на свободные земли, туда, «где хоть дорогой ценой можно было получить желаемую свободу, а нет, что лечь костями на вечный покой». В этой ремарке много метафор, каждая из них дополняет, углубляет главную мысль: украинское крестьянство подавлено, но оно протестует.
Просматриваю произведение во второй раз. Фиксирую в своей памяти пейзажи, использованные автором. Кажется они живут и дышат, как люди, создают тот настой, что переживает его герой. Обращаю внимание на то, что описания природы меняются в зависимости от обстоятельств, в которые попадает герои. Подтверждает мою мысль тот отрывок из повести, где говорится о ранении Остапа. Соломия стала свидетелем этого бедствия. Она хватает Остапа под руку и тащит за собой. «Ноги вязки по колени в цмоковині, плотный камыш ломался и бил ее по лицу, путался под ногами, а она бежала вперед, проникнута ужасом. Камыш и мрак оживают, они становятся персонажами произведения и углубляют характеристику Саломеи. Обратимся снова к тексту: «А ся тьма, сей черный проклятый мрак. Он окружил ее со всех сторон, стелился перед глазами, висел над головой, заползал ей под кожу, виповняв ее всю и угнетал сердце». Для Соломии - это злые враги. Они становятся на ее пути к счастью с любимым человеком. Характеризуя темные силы, автор мастерски использует цвета: черный, желтый, серый и нагромождение глаголов, которые предоставляют символическим образам черты живого человека. Смысл цветов - еще одно из средств психологизма в повести.
Думаю, что не только описания природы, но и описание внешности героев играют значительную роль в понимании внутреннего мира персонажей. Соломия, чтобы не признали прохожие ее женщиной, решила отрезать косу: «Длинные пряди черных кос, языков мертви гадюки, тихо сдвигались по плечам вниз и ложились на землю длинными рядами».
Довольно своеобразное и синтаксическое оформление произведения: автор в основном выражает мысли простыми предложениями.
Сравнивая произведения М. Коцюбинского с произведениями других художников, можно утверждать, что М. Коцюбинский - непревзойденный мастер психологизма, а его повесть «Дорогой ценой» - один из лучших произведений в литературе конца XIX - начала XX века.
|
|