Вершиной творчества Архипа Тесленко является повесть «Страчене жизни». Она написана в двух вариантах течение 1909-1910 годов; сразу же после окончания публиковалась дважды - в газете и отдельной книгой.
Произведение построено на конкретном жизненном материале. В основу сюжета положена трагическая история двоюродной сестры автора Зинаиды Строй. Изображены широкие социальные картины отражают явления тогдашней «скудной действительности».
Судьба героини повести - Лены Панасенко показывается на широком фоне общественной жизни. События, происходящие в одной Панасенковій семье - Михаила, его жены Пелагеи и дочери Аленки, раскрывают положение крестьян-бедняков. В семье Панасенків царят бедность - ничего кушать, даже соли нет. Живут они в старой, похиленій доме. «пища: борщ, хоть видивись, картошечка, лук, чеснок, что аж хата провонялась этим. А хата такая чуть кривобокий, старушка, и так тесно, в темноте ей».
Резко противоположными бедноте выступают в произведении богачи, угнетатели, «хозяева».
На первом плане - господа Кочуры, «люди богатые... Старый Кочура в земстве чем есть...» Сельские богачи, господа эксплуатируют бедноту, презирают труженика, топчут человеческое достоинство. Характерен уже первый эпизод повести - на станции «панок в брилику» пренебрежительно смотрит то на свиту Михайлову, то на заскорузлые сапоги». С пренебрежением относится к обездоленого люда сельский ростовщик Остапчук. «Мужик необразований! Что он понимает?»
Столкновением представителей противоположных классов писатель показывает острую социальное неравенство, жгучую несправедливость: «Аж дурно станет тебе, как их приравнять к себе...»
В повести Архип Тесленко беспощадно разоблачает эксплуататоров и их идейную опору - либеральное панство, которое с фальшивыми проповедями пытается отвлечь трудящихся от борьбы за социальные и национальные права, а также религию, представленную прежде всего в образе попа Полієвкта, все проповеди, обещания и действия которого проникнуты лицемерием.
В повести показано постепенное исчезновение иллюзорных представлений героини, навеянных ей либерально-просвітянським чтивом. Разглядев отвратительное низкопоклонство Грищенко, Аленка потеряла веру в святобливості, что привело к потере веры в Бога: «А вам, отец, мама, вот что скажу: вера в Бога не в самом хождении к церкви, не в обрядах самих...» Социальный конфликт привел к резкому психологического перелома в сознании и чувствах Лены.
Аленка погибла. Но ценой жизни она выразила гневный протест и господину, и попу, и глитаю.
Гоке, что свалилось на верующего отца и богомольну и жадную мать, свидетельствуют, как тяжело расплачиваются люди, у которых затмевается сознание и теряется человеческое достоинство под пагубным влиянием дрібновласницької психологии.
Изображена в повести трагедия угнетенного и забитого крестьянина-труженика, отца Леночки бедняка Михаила - явление типичное для тогдашней действительности. Источники его темноты имеют резко выраженный социальный характер - нищета и религиозность. На том же грунте дрібновласницька психология порождает жажду к земле-кормилице, вызывает неуемное стремление любыми купить «кусок», хотя бы и ценой потери собственной чести и достоинства (по наущению Остапчука Михаил пишет жалобу на своего брата Василия).
Благородные черты характера писатель раскрывает в образе настоящего друга Аленки, ее двоюродного брата Сергея, также учителя. Это честная, передовая человек, который не хочет пресмыкаться перед господами и идти против собственной совести. Не могла жить, приспосабливаясь к подлости, и Аленка. Она не стерпела лицемерия святошу, его снисходительного отношения к «рабов божьих» и жестокости к непокорных. Злодеяния чужого и ненавистного лагеря довели ее до самоубийства. Честная и непокоренная трудовая человек - бесправная учительница в мире хищников - бросила своим убийцам последний вызов казнью жизни.
Повесть «Страчене жизни» - выдающееся произведение Архипа Тесленко, где с такой глубиной социального анализа и психологизма изображен трагедию казненного жизни. В повести остро чувствуется жгучий гнев и боль, беспощадный осуждение убийц - врагов трудящихся и их сопротивлении - религии. Фальшь псевдопроповідей, лживость религии и преступность церковников разоблачается целым содержанием произведения, особенно внутренними монологами Оленки. ее последний аккорд: «Убийцы!» звучит как обвинительный приговор всем лицемерным «служителям христовым», кто казнил жизни человека.