Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
«Сжимаю крепко Вашу руку, тоту, которая так сильно рисует двумя красками. Черной и той, что ее лилия носит»,- писала Е. Кобылянская в письме к В. Стефаника. Как расшифровывается этот поэтическое выражение?


Ольга Кобылянская была одной из немногих, кто в творческой палитре В. Стефаника, кроме определяющей черной, заметил и белую краску, хотя для светлого, ясного, казалось бы, писатель не оставлял места. Черный цвет был обусловлен самим материалом изображения - бедой и розпукою галицкого села на рубеже двух столетий. Осознавая потребность в найчеснішому слове, достойном тех, что «кровь красную лиють в черную землю», полагаясь на жизненную правду и силу факта, писатель глубоко озабочен чужой жизнью, бередя свое сердце чужой болью. «...Я свою душу пустил в душу народа, и там я почернел от отчаяния»,- писал он о причинах трагедийного начала своего творчества.

Горе галицкого крестьянина «коротко, сильно и страшно» отразил писатель в новелле «Каменный крест». В ней Трагедия безземелья предстает в таком драматическом срезе, как спродування семейного гнезда и эмиграция в поисках хлеба работа в далекой Канады. В центре произведения - история

жизнь сельского бедняка Ивана Дидуха, который положил свою силу на песчаном холме; «Банно(жаль) мы за найменшов кришков в селе, за найменшов дитинов, но за тем холмом таки никогда не перебаную...» И чтобы увековечить эту связь с родной землей, без которой герой чувствует себя искалеченным птицей, которому не подняться больше ввысь, Иван ставит себе и своей жизни каменного креста. Канада для него равнозначна смерти, а потому, как и в последний предсмертный час, Ивану хочется «віпрощатися» перед людьми. И исповедь не приносит облегчения, и герой умоляет присутствующих: «Озміть и вгатіть мы топор тут в печени, и, может, тот желчь пукне, ибо не выдержу! Люди, такой туск, такой туск, что не памнєтаю, что си зо мной делает!» Избегая подробных описаний, писатель выбирает такие детали, такие слова и образы, с помощью которых проникает в самые глубины человеческой души, «языков магической лампой», как писал И. Франко. подсвечивая ситуацию изнутри. Пьяный танец как признак сумасшествия, древняя песня о осенние листья как психологический прием для усиления трагизма ситуации, каменный крест как символ титанического труда и захоронения человека заживо - это те художественные средства, которые углубляют драматизм повествования, придавая картине общее черный фон. Своеобразную «мелодию смерти» и присущую ей краску воспроизводит В. Стефаник и в новеллах «Похороны», «Озимые», «Сама-саміська», передавая ощущение человека, который проживает последний час. Человек жив до тех пор, считает автор, пока не погаснет в ней осознание того, что она человек, хоть и было даровано ей по жизни только беду и несчастье. Вот старая баба, «синяя, как пуп», в непаленій доме, в полном одиночестве ждет святого вечера на холодной печи, посреди кучи ветоши («Святой вечер»). Вот несчастный Даниил робко заглядывает к барской ворот, мечтая о том, чтобы продать господину свою силу, самого себя, ибо «переднивок очень досадный», а четверо детей требуют есть («Май»). Отец не рад новой ребенку, потому что «это не люди, а то нищие плодятся», а несчастная мать, умирая, поет детям предсмертную песню: «В слабім, урванім голосе изливалась его душа и потихоньку спадала между дети и целовала их по головам» («Кленовые листья»). Отец, везя безнадежно больную дочь к врачу, укоряет их за болезнь, ибо «лучше уж отвезти на могилу и вівернути, да и збутиси» («Катюша»). А Гриша Летучий, не имея сил смотреть на голодных, бездомных детей, утопил одну из девочек в реке, вторая же випросилася («Новость»).

Последняя среди названных новелл в творчестве В. Стефаника занимает особое место. Все изображенные писателем драмы и трагедии из жизни крестьянства не идут в сравнение с той, что является объектом изображения в новелле «Новость». В ней до глубины души поражает не только внешний конфликт, трагедия детоубийства как следствие нечеловеческих условий существования, но и чрезвычайный по силе эмоционально-психологической информации конфликт внутренний - трагическое раздвоение в душе отца: дать детям медленно скончаться в голодных муках или лишить их этих нечеловеческих страданий. Не моральное вырождения, а социальные условия толкают отца на ужасный шаг. Этот свой вывод автор усиливает изображением соответствующего психологического пейзажа.

Изображая трагедию детоубийства, В. Стефаник несмотря на всю чудовищность того, что произошло, вызывает у читателя сочувствие к «преступника», ведь настоящий преступник не он, а общество, в котором тот, кто работает, не в состоянии прокормить своих детей. Гриша Летучий - жертва, он не заслуживает на то бедствие, которое его постигло. Поэтому, несмотря на скорботність общего настроения, последняя сцена новеллы несет некое просветление, общая черная краска раскалывается белым лучом: отец, утопив одну дочь, дает второй палку, чтобы защищалась от собак, советует, как уберечься под злого и жить дальше. Такой же является и поведение отца из новеллы «Катюша»: упреков дочери, что так долго не умирает, а кормить ее нечем, и одновременно подает больному яблочко, оправдываясь: «Я бы тебе мизинного пальца врубите да и б-г не жаловал.., и вижу я, что умрешь».

Искалеченные жизнью, затурканные бедой и безысходностью герои В. Стефаника имеют здоровую мораль. Там, в первоначале, они чистые душой. Даже когда тело стынет от студеные и голода, в душе тлеет искра надежды, что сдерживает человека от потери человеческого облика,- душа излучает свет. «Дрожала на печи... И головой в стену била», и вспомнив, что святой вечер, старая мать обращается к груше за окном: «Колідуй мне, грушечко, колідуй, потому что никто мне этому вечеру не заколідує, ... лишь ты...» («Святой вечер»). И такой світломінорний настроение пронизывает большинство новелл В. Стефаника.

Свет от крупности маленького человека в произведениях Стефаника такое мощное, что его нельзя было не заметить. Именно поэтому и писала к нему О. Кобылянская о две краски - «черную и ту, что ее лилия носит». Черная - от трагизма ситуации, белая - от души Стефаникових героев, светлой в своей основе. Писатель был сознательный життєствердності своего слова, а потому и говорил на своем юбилее в Львове 1926 года «Я оптимист... Когда я нашел в ваших душах таки слова что могут греметь, как гром, и светить, как зорї то это оптимизм.