Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иван Багряный
Роман Ивана Багряного «Сад Гефсиманский» - приговор тоталитарной системе

Роман «Сад Гетманский» автобиографический, события, описанные в нем, происходят на территории Сумской и Харьковской областей. Однако, было бы большой ошибкой отождествлять главного героя Андрея Чумака с самим Иваном Багряным. Данный роман является образцом синтеза двух стихий - раскованной творческого воображения, с одной стороны, и перегруженности излишними деталями из собственной тюремной практики. Борьба двух начал - художественного и публицистического - часто препятствовало Багряному, а поэтому роман имеет несколько документальный характер.

Таким образом, эпопею И. Багряного можно рассматривать в двойной плоскости - эстетической и исторической.

И. Багровый, словно под микроскопом исследует тоталитарную систему, философия которой сводится к такому тезису: «Не рассчитывайте ни на какое милосердие, ибо человек есть пшик. Вы жестоко ошибетесь, если будете думать, что с вами кто-то здесь будет панькатись. Нам некогда панькатись. Вас - и не только вас персонально, а всех там, - здесь раздавят, как муху, и никто не жалітиме. И глазом не моргнет. В СССР людей хватит!».

Основной конфликт романа заключается в противостоянии - «пшик» бросает вызов автору этих слов, не подписывает протокол, не признается в несуществующем преступлении именно потому, что он больше за эту систему, он - душа вечна, а система - мыльный пузырь, который, роздуваючись, рано или поздно лопается.

Герой романа испытывает страшных физических пыток, но духовные муки гораздо серьезнее. Кто предал? Кто стал Иудой? Неужели один из братьев, а может любимая девушка? Андрею кажется, что такие мысли по капле висотують из него кровь, мозг, душу. От такого состояния души можно сойти с ума.

Автор наконец, словно смилостивившись над главным героем, открывает нам Иуду - скромный и незаметный отец Яков, закрыв Библию, куда-то исчезает, а четыре брата, собравшись в отцовской хате, шумят между собой, ничего не подозревая, пленные печалью и радостью. Иуда - это вечный образ, это то, чего нельзя потрогать, это иррациональный закон любого тоталитарно-диктаторского общества, пока оно не пришло к Богу.

В основу сюжета положена форму диалогов между палачом и жертвой, по образцу Понтий Пилат - Иисус Христос. Следователи меняются, как в калейдоскопе и у каждого своя метода «делать тряпку» из «подопытного». Андрей Чумак остается непокоренным. Он не боится один раз умереть, он боится умереть дважды - духовно, а потом физически. А потому откровенно разрушает перед «пілатами» устои диктатуры пролетариата, которая вернулась против самих ее создателей. «Я не признаю пролетарского правосудия, осуществляемого каблуками и палкой! Вот это мое кредо. И так же не признаю социализма, строящегося тюрьмой и пулей», - заявляет герой романа.

До Ивана Багряного целая когорта украинских писателей изображали персонажей, теряли человеческий облик, попадая в сложные социальные, общественные, бытовые, объективные или субъективные обстоятельства. Иван Багряный подает образ такого человека, который от невыносимых физических и духовных пыток не теряет личность, а наоборот становится более порядочной и чистой.