|
Лесь Мартович
(12 февраля 1871 г. - 11 января 1916 г.)
Лесь Мартович
Лесь Мартович родился на Ивано-Франковщине 12 февраля 1871 г. С 1882 по 1890 г. учился в коломыйской гимназии, где познакомился с Василием Стефаником. Вместе они вступили в тайный кружок, за что тяжело поплатились, поскольку их исключили из гимназии. Вместе с В.Стефаником они организовывали читальни, выступали на крестьянских собраниях, распространяли литературу, пытаясь как-то расшевелить крестьянство, втянуть его в общественную жизнь, сделать активной, действующей силой в общественной жизни. Ростки своего труда они увидели, когда среди крестьян появились ораторы, ораторы, которые популярно и убедительно вводили в всенародный обращение радикальные лозунги: общее голосование, свободу печати, налоговые и аграрные реформы.
Последние два года Лесь Мартович учился в Дрогобычской гимназии. Еще в коломыйской гимназии начал писать стихи, а позже рассказы - все выдержаны в юмористическом тоне. Сюжеты для своих стихов брал из древнерусских памятников. Обрабатывал также мотивы народных сказок и анекдотов, библейские легенды и т.д. Окончив гимназию, он записался на юридический факультет Черновицкого университета, позже перевелся к Венскому и лишь в 1909 году получил высшее образование во Львове, а за два года до смерти получил ученую степень доктора права. Учась и одновременно работая, Л.Мартович расточал свой талант в адвокатских канцеляриях. Тяготы первой мировой войны окончательно подорвали слабое здоровье писателя. 11 января 1916 года на сорок пятом году жизни Мартович умер.
В 1889 году на раздобытые В.Стефаником деньги Мартович издал в Черновцах отдельной книгой сатирический рассказ“Нечитальник”, через два года на страницах журнала “Народ” дебютировал произведением “Лумера”. Одно из лучших произведений Мартовича - “Мужицкая смерть” - Франко опубликовал в 1898 году. С этого времени Л.Мартович утверждается как писатель, талантливый юморист и сатирик.
В украинскую литературу Л.Мартович вошел сборниками прозы “Нечитальник” (1900), “Хитрый Панько и другие рассказы” (1903), “Стрибожий подарок и другие рассказы” (1905) и повести “Предрассудок”, которую Гнатюк издал уже после смерти писателя (1917).
Основной темой произведений л. мартовича есть нищенскую жизнь трудового украинского крестьянства Галиции в условиях его социального и национального порабощения, разоблачения антинародного политического устройства Австро-Венгрии, господствующих слоев и их прислужников.
Сделать из крестьян „народ” (в. Стефаник) - силу сознательной, социально активную, способную перестроить мир на новых началах - цель, которой посвятил свою жизнь и творчество Л.Мартович. Всеми доступными способами он помогал крестьянам избавиться от таких негативных черт, как инертность, эгоизм, индивидуализм, пассивность. В рассказах л. мартовича воспроизведено постепенное осознание крестьянами своего подневольного положения, попытки противостоять несправедливости и несправедливости, бороться за свои права, освободиться от социального гнета ("Лумера",1891, "Изобретен рукопись о русский край",1897). В большой степени благодаря Л.Мартовичу украинская литература в основной своей массе отходит от изображения крестьянина как безголосого страдальца, от идиллического изображения добродетелей мужика. Концепция человека в эти годы включает в себя понимание сложного взаимодействия света и теней. Постепенно утверждается подход к описанию жизни во всех его сложностях и противоречиях. Началось движение против "идолопоклонства" перед народом.
С самого начала литературной деятельности Л.Мартович равнялся на Франко и м. павлика. В них он видел образец писателя, общественного деятеля, трибуна, который активно вмешивается в жизнь, нарушая в своих произведениях важные актуальные проблемы. Таким трибуном, действующим во имя интересов народа, должен быть писатель-сатирик, ибо сатира способна дать широко правдивую, синтетически цельную картину различных отраслей жизнедеятельности общества. Своей сути и назначению она призвана показывать борьбу противоречий в предельно обостренной форме. Свою задачу Л.Мартович видел в обострении внимания современников на таких трещинах действительности, которые мешают людям жить, тормозят движение общества к прогрессу. Средствами сатиры ведет писатель борьбу за народное пробуждение, утверждение человеческого достоинства во всех сферах жизни, прежде всего в социальной и политической. Сцены из жизни галицких крестьян Л.Мартович подает, как правило, в добродушных юмористических тонах, иронизируя над психологией и бытом отсталой части крестьянства. Представителей господствующих слоев: различных чиновников, лавочников, попов, всех тех, кто нажился на горе трудового люда - беспощадно терзает, прибегая к едкой иронии, сарказма.
Образы ранних произведений нечитальника, Кабановича ("Лумера"), Ивана Рыла, паннусів, поппусів, муссікусів ("Изобретен рукопись о русский край) - это не произвольные псевдонимы и аллегории, а созданы с глубоким знанием действительности, художественной изобретательностью и блестящим остроумием бытовые образы политических порядков. За этими образами стоят конкретные явления политической жизни той эпохи - полное политическое безправство, ежеминутная опасность быть заподозренным в "неблагодійності" и оказаться трагическим лицом в комической ситуации, испытать на себе те или иные административные репрессии (налоги, штрафы, бесплатный труд, физические расправы при голосовании, аресты и т.п.), наконец, постоянно дрожать в ожидании тех или других "неожиданностей" - произвольных правительственных распоряжений и действий.
Л.Мартович обладал богатым арсеналом средств: использование ярких фамилий, которые указывали на доминантную черту характеристики персонажа (Кабанович, Деришкірський, Кныш, Рыло, Тупые Головы и др.); возвышенно-величавого тона для ерунды; серьезность для рутины; вполне спокойный, уравновешенный тон - для ренегатства, невежества, "политического циганства", всегда достигая комического эффекта или сатирического разоблачения, осуждения изображенного.
Рассказ „Нечитальник” (1889). Повествование разворачивается от имени героя с запамороченою водкой психикой. Все произведение - это монолог мужика, который рассказывает обо всем, что взбредет в пьяную голову. Речь его незв'язна, очень перенасыщена словами-паразитами. Писатель показал умение вести рассказ в юмористическом плане, характеризовать героя по его речи, обнаружил хорошие знания разговорно-народной лексики, покутской наречия, его морфологических и фонетических особенностей. В рассказе автор, воспользовавшись своеобразным художественным средством, отразил некоторые существенные черты в жизни тогдашнего покутского крестьянства, искавшего новых путей к улучшению своей тяжелой судьбе. В 70-80-х годах в галицком селе рождался читально-просветительское движение, что ставил целью улучшение жизненных условий крестьянства с помощью образования. В своем первом произведении Мартович создал классический образ забитого, социально и национально бессознательного крестьянина-нечитальника, которого надо было обращать на путь активной гражданской и общественной деятельности, борьбы за свои права. Мартовичів нечитальник - типичный образ из среды обездоленной, униженной, темной части крестьянства, которая устаревших взглядов и представлений держалась за отживающие традиции. Средством комической деформации слова (употребление в устах нечитальника слов "казета" вместо "газета", "кандибат" вместо "кандидат" и т.д.), нагромождение определений, алогизмов, сатирически окрашенной лексики автор развенчивает невежество персонажа. Комизм достигается перемещением действительности к невероятному за помощью мовностилістичного средства искажения названий. Бросается в глаза чрезмерное увлечение писателя неунывающим смехом над темным "нечитальником" - крестьянином, что заметно затушковує даже те незначительные проблемы тяжелой действительности крестьянской жизни, которые проскакивают в беспорядочной болтовне пьяного. Уже в этом произведении покутянина ощутимая разница в „приемах” воспроизведение среды и социальной насыщенности его юмора. Характерной чертой юмора л. мартовича есть определенная скрытность субъективной стороны. Он не берет слова для того, чтобы в авторской реплике дать оценку событий, выявить их общее значение, показать свое мироощущение.
Во втором рассказе „Лумера” (1891) ощутимое сочетание стиля н. Гоголя (точное, конкретное и резкое отображение жизни и быта отца Кабановича), гоголевскую яркость и різнокольоровість образов (єгомості и їмості Кабановичів; крестьянской семьи Ивана и Аниці Притык), гоголевская страстность и богатство речи с ясностью, невозмутимостью, последовательностью, целеустремленностью мысли Франко. Идейный смысл рассказа - в противопоставлении поповской лжи и мужицкой правды о судьбе бедняка-крестьянина. В конце произведения поп убеждает Ивана, что мужики живут только крючкотворством, на что крестьянин ему отвечает, что „не крутнею мужик живет, а лумерами (числами), то есть своим изнурительным трудом, с которой ему тяжело и выжить, ибо заработанное в поте лица уходит на налоги. И таких лумерів, то есть крестьянских повинностей, „что звезд на небе”.
В украинской литературе Галичины конца XIX в. большое распространение получил жанр политической сказки. Жанр сказки давал хорошую возможность использовать эзоповский язык, чтобы обойти рогатки цензуры, а также трансформировать старые сюжеты, темы и образы в соответствии с условиями галицкой действительности. Литературным прообразом „Ивана Рыла” (1895) можно считать сатирическую сказку И. Франко "Свинья", направленную против избирательных махинаций власти посредством так называемых "подлых людей" - перебежчиков во время выборов в лагерь, поддерживаемый властями. Исходным моментом для развития сюжета, образной структуры, фабульних ситуаций обоих произведений послужили народные силлогизмы, имеющие в себе элемент иносказания: „Залез, как свинья в болото”, „Когда свинья в болоте, то говорит, что красная”, „Свинью чеши и мой, а она все в болото полезет”, „Не будь тем, что огород роет” и т.д.
Тема рассказа продиктована событиями политической жизни - проходили выборы в австрийский парламент - и рассчитана на нужды текущей общественной кампании. Сущность политического явления - в фамилии центрального образа. В этом обобщенном типе осмеяно оборотней, перебежчиков, підкупних "подлых людей" и тех, кто их подкупает. Австрийская парламентская система богата и на тех, и на других. Термин "хрунь" становится нарицательным в течение действия австрийско-императорской конституции. Писатель показал, насколько коварный, опасный тип такого хамелеона, который может перекидываться и в свинью, и в юва, и в зайца - в любое другое животное, в зависимости от обстоятельств. Где дают, Иван Рыло - там первый, где надо дать для общего блага, он - последний. Смысл рассказа сводился к тому, чтобы показать всю коварность и соблазнительность той предательской нечистой силы, воплощенной писателем в образе оборотня Ивана Рыла, чтобы здемаскувати ее именно накануне выборов, когда народным так была нужна единодушие и решимость в борьбе за свои права. С позиций защитника народных интересов писатель осудил моральную и гражданскую беспринципность тех, кто продает интересы трудового народа. В этом рассказе, следовательно, проявилась еще одна черта творческой манеры писателя: сочетание художественно-фольклорных и публицистических элементов.
Произведения писателя свидетельствуют, что он не пошел путем слащаво-этнографического живописания сцен из народной жизни. Мартович уже в первых рассказах дал строгие аналитические картины галицкого села без всякой идеализации крестьянина, показав не только светлые, но и темные, беспросветные стороны его жизни и быта.
В конце 90-х гг. проявилось такое свойство творческой деятельности л. мартовича как одновременное движение в нескольких идейно-тематических и жанровых направлениях. Он вынашивает замысел написать трилогию из мужицкого жизнь к рассказу "Лумера", работает над рассказами в сборник "Нечитальник" (1900); публикует многочисленные статьи и заметки в рубрике "Вести из края и из света" в газетах радикальной партии "Хлебороб" (1891-1895), сотрудником которой был с 1893г.; "Общественный голос", редактором которой был с 7 ноября 1897 г. до лета 1898-го года.
Журналистско-художественная деятельность л. мартовича посвящена исключительно злобе дня. Занят политикой, он отдавался ее всей душой и часто писал не только публицистические, но и художественные произведения с мыслью об их практическое назначение. Как член радикальной партии, сознательный гражданин, талантливый писатель, Л.Мартович пытался совместить художественную стоимость с актуальными потребностями общественного момента. Л.Мартович всегда чувствовал себя активным участником общественной борьбы, считая литературу и пропаганду одним и тем же.
В публицистических трудах Л.Мартович пытался воспроизвести общий характер галицкого общественной жизни. Это были его своеобразные разговоры, за изложением близки к его беллетристического манеры, а по смыслу очень напоминали его художественные произведения. Гневом и горечью сповнювалось слово л. мартовича, когда он писал о холодное равнодушие галицкой интеллигенции в народных дел, к вопросу подъем социальной и национального самосознания народа, к вопиющих явлений произвола, которая повсеместно царила. Публицистичность стала одной из характерных черт творчества л. мартовича, органическим идейно-художественным компонентом его произведений.
Период становления Мартовича как писателя, можно считать, завершается рассказом "Изобретен рукопись о русский край"(1897). В нем отражен вывод о украинского крестьянина, чьей пассивностью живет и процветает деспотизм. Здесь впервые Л.Мартович выступил сатириком народа (крестьянства), не побоявшись сказать страшную правду о рабскую привычку к послушанию, вплоть до потери человеческого облика. Никогда - ни до, ни после - критика слабых сторон крестьянства не достигала такой силы. Возможно, именно поэтому повествование не удалось опубликовать при жизни сатирика. Своеобразным соотношением образов Л.Мартович раскрывает резкое противоречие между потенциальными возможностями и фактической ролью народа в общественно-политической жизни. Этим произведением Л.Мартович рассчитывал непосредственно повлиять на крестьянство, стремясь пробудить усыпленную силу народа к активной борьбе. В "Изобретенном рукописи о русский край" Л.Мартович довел до высокого совершенства наиболее яркие черты сатирической манеры, дал итог художественных исканий за восемь лет (от "Нечитальника", 1889) и сделал новые художественные открытия, которые могли родиться только в то время, непосредственно в процессе работы над воплощением сложного по идее и острой политической направленностью замысла. Трудность воплощения объясняется стремлением сатирика выразиться в формах, рассчитаны женных на восприятие более широкого круга читателей, чем, скажем, "Нечитальник". Это сыграло свою роль в творческом генезисе сказочно-фантастических образов, а также в выборе фигуры наратора-летописца. Маска летописца позволила Л.Мартовичу провести свои идеи в наивной и потому наиболее популярной и убедительной форме. Это рассказ - важный этап в литературной эволюции сатирика. В нем видим овладение Л.Мартовичем той свободной сатирической форме, которая органично включала и современный, и исторический материал, сочетала с обычными приемами реалистического письма гиперболу, фантастику, сарказм, пародию и т.д. "Изобретен рукопись о русский край" - итог идейно-творческого развития сатирика, который знаменовал собой переход его сатиры в высшую фазу зрелости - "Мужицкую смерть" и "Предрассудок". Это рассказ - сказка-аллегория, стилизованная под древние письменные памятники. По идейным направлением - это едкая сатира, политический памфлет, своим обличительным содержанием направлен против тогдашнего строя и пассивности и забитости народных масс. Композиционно рассказ состоит из двух частей - „переднего слова” автора-переводчика и текста опубликованного им документа. Мартович использовал художественный прием обрамления : дав в начале произведения вступительное слово, что касается летописи и имеет характер делового объяснения, в конце рассказа он вкладывает очень важные комментаторские оценки в уста летописца, от имени которого ведется рассказ. Форма летописного древнего документа понадобилась Мартовичеві для того, чтобы спроектировать сатирическое свет на реальные общественные отношения в тогдашнем среде. Эти отношения раскрыты с помощью аллегорических образов-типов, посредством эзоповского языка. Мартович показал со всей откровенностью противоположность и враждебность паннусів и поппусів к рабочей скотины - муссікусів. Описание жизни последних, их труда, обычаев хоть и подано в аллегорически-сказочной форме, но с четким реалистичным подтекстом: автор рассказывает о тяжелые и безрадостные дни муссікуса. Мартович показывает способы, с помощью которых осуществляются эксплуатация и эксплуатация трудового народа: налоги, водка, религия, культура, рекрутчина. Срывая маску добропорядочности с тогдашнего общества и глубоко сочувствуя обездоленным и угнетенным, Мартович бичует рабскую психологию муссікуса-крестьянина, едко высмеивает его пассивность, покорность и забитость. .
Рассказ "Мужицкая смерть", напечатанное И.франком в "Литературно-научном вестнике" 1898 года, - произведение, которое завершил становление сатирического стиля л. мартовича. Опубликовав этот рассказ, Лесь Мартович впервые выступил под полным своим именем, поскольку все предыдущие его произведения выходили под псевдо. Рассказы знаменовало рождения выдающегося прозаика, мастера социально-бытового повествования. В "Мужицькій смерти" изображена ужасная правда мужицкого жизни и смерти, страшная своей оголенностью и екстремальністю ситуаций.
По форме и художественной обработкой "Мужицкая смерть" - серьезная заявка на повесть. Здесь охвачена широкая сфера крестьянского бытового жизни и мировоззрения. Бросалось в глаза, что автор покинул форму правильного повествования, которой он придерживался в предыдущих произведениях, и открыл для себя новую нарративную форму, которая позволяла анализировать, оценивать и представлять элементы общества, когда новый моральный принцип насильно ворвался внутрь его, спасая и проявляя все тайные общественные болезни. Прием спокойной нарации с широким привлечением снов, грез, внутреннего вещания, новую эмоциональную окраску - все это создало новую, оригинальную художественную тональность и вплотную приблизило сатирика к усвоению большой эпической формы - сатирической повести.
Первым слушателем, критиком и издателем рассказ был О.Маковей, один из редакторов "Литературно-научного вестника", куда, после его одобрительной оценки, было выслано рассказы. Детальный анализ рассказа Маковей дает после его прочтения, о чем узнаем из письма к м. Грушевского: "Новелла Мартовича имеет тему сельской жизни; нечто издалека подобное, как "Мужики" Чехова. Описывает болезнь и смерть крестьянина в селе, где жид еще разрушает крестьян, но молодые крестьяне уже пишут сообщения совета радикальных газет. Знаменитая обсервация крестьян, их обходжень с больным, их мировоззрение с внимания на просветительское движение и т.п.".
В центре произведения - Григорий Банат, бедный галицкий крестьянин, его трагической жизни, обнищание и смерть. Из восьми разделов четыре посвящены основной теме - мужицькій смерти. С точки зрения классической сюжетной построения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация) рассказ не соответствовало правилам традиционной композиции, о чем говорится и в письме редакции ЛНВ ("у меня фабула - вещь второстепенная и что я готов ее разводить не так единичными эпизодами, но если хотите, то другими фабулами"). С преимуществом трагического в произведении менялся и сам смысл, а следовательно, и способы его воспроизведения, поэтому для рассказа и большинства произведений л. мартовича подходит дефиниция - "сатира без смеха". Трагический смысл повествования достигается комичной передачей отдельных сцен и ситуаций, часть которых насыщена глубоким прискорбием, другие проникнуты горькой иронией, однако все они вызывают смех. В одних случаях этот смех выступает как проявление жалости, сострадания, в других - как проявление глума. Сочетание трагического и юмористического является особенностью этого рассказа. На грани, где они перекрещиваются, Мартович часто достигает большого художественного эффекта, создавая картины и образы, поражающие своей эмоциональностью. Умение подавать самые сильные по психологическому накалу сцены из народной жизни в легко сприйманому юмористическом освещении - это одна из тех черт, что отличает его от Стефаника, трагизм в произведениях которого - суровый и беспощадный. Мартович пытался извлечь из души крестьянина, кроме трагических, еще и ласковые тона, раскрыть всю гамму чувств и настроений своих героев из народа. Душа писателя была особенно чуткой к светлых, оптимистичных проявлений внутреннего мира труженика-прикарпатца, мира, омраченного темнотой, тяжелым безпросвітком, сквозь который не так легко прорывались ласковые лучи добродушного мужицкого юмора.
Основная сюжетная действие начинается с третьей части: до гражданской канцелярии - верховной власти на селе - приходят искать своего права Гриша Банат и ростовщик Борух. Из рассказа первого выясняется пресумна история, которая в конце привела Гришу к преждевременной смерти, а жену и детей обрекла на вечные страдания. Гриша имел долг в банке. Чтобы покрыть его, одолжил у Боруха «сто левов на проценты». За три года надо было уже вернуть ростовщику двести левов,- конечно, Гриша не мог заплатить такую сумму. Тогда Борух «заінтабулювався на почву» своего должника, то есть предъявил претензии на его поле, которое, согласно буржуазным законом, имел право продать «на лицитации» (с молотка). Итак, Гриша оказался на краю бездны: отдать долг растет с каждым годом, не имеет возможности, а Борух ополчился на его почву, значит, на жизнь, и никак не отступается от своего. Григорий - между молотом и наковальней. Ищет своего «мужицкого» права у войта, но тот ничем не может помочь: мужицкого «права» нет, а барское - на стороне ростовщика, который опутал смертельными затягивающей свою жертву. Гриша осознает свое безвыходное положение, видит, что Борух заберет за долги землю, пустит его жену и детей под чужие плоты попрошайничать.. Эта сцена кульминационная в развитии действия, в раскрытии душевной катастрофы Григория.
Медленное умирание Гришу, который умирает тяжелой мужицкой смертью, растерзанный страшными думами о безрадостную судьбу своей семьи, Мартович подает на широком социальном фоне, усиливая мрачными бытовыми сценами, вставными эпизодами трагическое звучание произведения.
Несмотря на трагизм ситуации, их разговоры брызжут искорками остроумного юмора. Лица крестьян время от времени озаряет нежная улыбка. Они улыбаются, но тем «мужицким смехом, что только голос будто смеется и губы стягиваются до смеха, а по лицу совсем не узнать, что это смех». В «Мужицькій смерти» Мартович ярко проявил свое умение создавать именно такие комические ситуации, фиксировать именно такое проявление мужицкого смеха, будто теряется где-то в горле. Этот смех - грустный, а юмор - трагический.
Сцену бред Грица на смертной постели Мартович ввел с целью противопоставления в то время несбыточной мечты обездоленного крестьянина о человеческой жизни ужасной действительности, что охватила его, как спрут, своими смертельными клещами. Гриша умирает как пролетарий, оставляет на произвол судьбы жену, детей, умирает не так, как степенная человек, а как бездомный нищий. Мартовича интересовал социальный, философский подтекст мужицкой смерти, именно такой смерти, которая не имеет права наступить публично, а должен прийти будто украдкой от семьи, потому что она ведет за собой ее разорения, зубоження. Поэтому-то Григорий до самого окончание не признавался, что умирает, потому что чувствовал, что не имел мораль ного права умирать.
Характерно, что в такую очень скорбную сцену, как похороны Гриши, Мартович вводит юмористические эпизоды и детали, будто смягчая ними напряженность ситуации, в определенной степени переводя ее в русло обыденных бытовых обстоятельств, характерных для крестьянской среды.
Самобытность писателя оказалась как в постановке темы, так и в ее освещении. Трагедия смерти крестьянина в условиях классового расслоения на селе и обнищание имеет глубокий социально-психологический подтекст, набирает символического характера.
Творчество Мартовича начале XX в. охватывает сравнительно короткий исторический промежуток времени. Она не потерпела такой идейно-художественной эволюции, что давало бы нам основание выделять определенные периоды в жизненно-творческом пути писателя (такие периоды можно очертить в Стефаника и Марка Черемшины и других галицких и буковинских прозаиков). Поэтому-то идейно-художественный анализ наследия Мартовича начале 900-х pp. считаем целесообразным вести за тематическими циклами его произведений, учитывая при этом, вполне понятно, соответствующие исторические обстоятельства и хронологическую последовательность написания произведений.
Тематический диапазон прозы Мартовича неширокий - в его рассказах выступает в основном крестьянский мир («Иван Рыло», «Мужицкая смерть», «Староста», «Смертельная дело», «Вот ссы мое!», «Плохо дело», «Грешница», «Стрибожий дар», «Народная ноша» и другие произведения) и мещанско-барский («Первая ссора», «Булка», «Кадриль» и др.). В повести «Суеверие» с одинаковой полнотой и художественной выразительностью изображены и крестьян, и тех, кто их эксплуатирует, живет их труда.
Село в произведениях Мартовича неоднородно. Писатель видит в нем различные социальные силы, классовое расслоение, фиксирует рождение новых общественных и культурных тенденций. С одной стороны, он показывает живучесть старых, закоренелых традиций, забитость и суеверность самой отсталой части крестьянства, а с другой стороны, отражает постепенный рост социального и национального самосознания на родных масс, рождение интереса к «избирательного и читальняного движения в Галичине», отражает «культурные проблески» среди самых низких слоев нашего народа.
В сборнике «Нечитальник» Мартович выступает прежде всего как мастер социально-бытовых рисунков из жизни покутского крестьянства, как прекрасный знаток психологии людей труда. Произведения, вошедшие в этот сборник, очень близки друг к другу и по тематике, и по использованию художественных средств, но в то же время они отличаются характером юмора, дошкульністю иронии, «калибром» сатиры. Наряду с объективно-розповідною манерой письма все отчетливее чувствуется наклон писателя к экспрессивной диалогической речи к драматическому жанру. В этом плане интересно проанализировать рассказ «За топливо», «За черту», «Вот ссы мое!», «Плохо дело», освещающие различные стороны народной жизни, расширяя тематику ранних произведений писателя.
Рассказ «За топливо» и «За границу» - это драматические сценки, картины в суде, в которых зіткнуто, в первом случае, крестьянина и барина, во втором - интересы самих крестьян - обвиняемого и потерпевшего. Трагические в своей основе истории, как крестьянина-батрака наказали за то, что брал с барского леса хворост, и как Грицько «за границу» бил, «сколько сам хотел», соседку Йваниху, писатель рассказал с присущим ему юмором и остротой, изобразив своих героев в легком комедийном плане.
В рассказе «За границу» социальные мотивы как бы отодвинуты на второй план. Основное внимание писатель сосредоточивает на раскрытии конфликта между Йванихою и Гришей, которые за границу поссорились и подрались. «Давно было широко: никто за границу не заботился, а теперь тесно, очень тесно стало»,- говорит один из персонажей рассказа «За границу». Дошло до того, что за узенькую полоску земли - предел - один поднимает руку на другого. Так Мартович подошел к теме земли, обратив свое внимание на те социально-экономические проце сы, происходившие в галицком селе.
Драматическая сценка «За топливо» - это как бы выдержка из судебного акта по обвинению крестьянина-батрака в краже хвороста с барского луга. Мартович противопоставляет право «мужицкую» и «барское». Крестьянин вполне резонно счи тает, что ему предстоит топливо, потому что такое было условие с господином: «А чем же мне женщина обед сварит? Теперь круг плуга... тяжелая работа... вдруг с волом от рассвета до темной ночи». Наемник без разрешения взял вязанку хвороста, а господин подал в суд, потому что это же, мол, непослушание: «...что за безлич-ность! Социалист, делил ся бы со мною!» - орет господин. Конечно, суд стал на сторону господина и крестьянина приговорили на две недели тюрьмы.
Рассказ «Злое дело» и «Вот ссы мое!» - социально-психологические студии из народной жизни. В первом из них писатель столкнувший два мира - господина и крестьянина, показав превосходство морального права крестьянина-труженика над правом консти туційним, правительственным, что не учитывает народных традиций, пренебрегает разумом простого человека.
Сюжет произведения несложен. Петр купил у Семена кусок поля без ведома и согласия его женщины. В соответствии с «мужицким правом», поле Семена - «непродажне», ибо должно перейти в наследство его четырем детям. А императорско-королевский суд признает, что поле Петр купил законно. Елена, женщина Семена, повлияла на совести Петра - тот почувствовал, что сделал зло своему соседу, нарушил устоявшиеся этические нормы человеческих взаимоотношений. Семен отдал Петру деньги, полученные за проданную землю, снова переходит к своему хозяину. Так на большое удивление судей, сами крестьяне пришли к согласию, поми рылись на морально-этической основе древних традиций своего народа, пренебрегая конституционным законом.
Новыми гранями талант Мартовича-рассказчика засветился в рассказах «Стрибожий дар» (1905) и «Народная ноша» (1914). В «Стрибожому подарка» подана саркастическая картина из жизни темной сельской общины, которую разъедают тупой эгоизм, слепая злоба, лютая ненависть, разрушая живой народ ный организм. Для воплощения своего замысла Мартович ис ристав жанр сказки, к которому не раз обращался в ранних тио сч. В забытое богом и людьми село Смеречівку по поручению Перуна (в старославянском мифологии бог грома и молнии) прибыл Стрибог (бог ветра), чтобы выполнить любую просьбу его жителей, осчастливить их. Правда, Перун предостерег Стрибога, просьба политического харак теру он не сможет удовлетворить, потому что не хочет раздражать тех, что господствуют над народом», то есть земных «богов». Таких внятных политических акцентов в рассказе немало. Они предоставили произведению Мартовича злободневного характера. В рассказе «Народная ноша» Мартович с большим мастерством показал процесс перерождения крестьянина-труженика в коварного и изворотливого эксплуататора-ростовщика. Рассказ ведется от имени главного персонажа, что придает повествованию непосредственности, искренней одвертості. Перед читателем раскрывается история морального падения, духовного перерождения крестьянина, который из трусливого наемника становится хозяином-приобретателем. История эта тем циничней, что она выкладывается «героем» произведения как само собой разумеющееся приспособленчество к обстоятельствам жизни.
Среди наследия Мартовича ли не самое яркое произведение морально-этического плана - новелла «Грешница», впервые увидела свет в 1905 г. в майском номере журнала «Литературно-научный вестник». В этой драматизованій новелле автор выявляет вполне оригинальная трактовка традо ционной для украинской литературы темы женской недоли. В произведениях Мартовича женские образы выступают в различных социально-бытовых и психологических ситуациях. Писатель с глубокой симпатией рисовал образы женщин из низших слоев народа, из среды униженных, прибитых бедой и горем («Лумера», «Мужицкая смерть» и другие произведения). Тему женской судьбы Мартович трактует преимущественно в социально-бытовом плане. И лишь в новелле «Грешница» на первый план выступает мотив неразделенной любви, семейного невольничества, супружеской измены без внятного социального сопровождения. В «Грешнице» на первом месте экономические интересы крестьянина, а трагическая судьба женщины, которая вышла замуж за нелюбимого, не сдержала подруж домашней верности, запятнала свою честь. В приступе тяжелой болезни она признается перед мужем - добродушной и гуманным человеком - в «грехах» против него. Раскрытие душевных мук женщины-страдалицы, ее раскаяние на смертной постели, глубоко человечная поведение ЕЕ мужа Андрея, об щение «грешницы» тяжкой вины - эта драматическая коллизия и составляет морально-этическую основу повествования.
Лесь Мартович овладел даром проникновенного наблюдал гача, который умел видеть и понять всю уродливость, псевдодемократический характер буржуазных институтов и имел смі возможность со всей решительностью разоблачать их антинародную сущность. Поэтому-то смех писателя имеет яркую политическую загост реність, перекликается с революционно-демократической са тирою Франко. Наиболее характерными образцами обличительной сатиры Леся Мартовича является его рассказ «Хитрый Панько» (1901), «Квит на пятку» (1901), «Староста» (1903), «Смертельная дело» (1903). Впервые они появились в по литических газеты «Гражданский голос» и «Свобода», которые были рассчитаны на широкие народные массы, в значительной степени имели оппозиционный правительству характер, неоднократно подвергнуты валы цензурных притеснений. Эти произведения писателя (за исключением ком последнего) вошли в сборник «Хитрый Панько и другие рассказы», предоставив ей злободневного содержания.
Произведения Мартовича о правительственных чиновников. Мартовичеві образы из этого напівкультурного среды очень разнообразны. Здесь и услужливі и облесливі (за взятку!) судебные писари («Народная ноша»), и службо тель среднего ранга Милько, который трясется перед щим начальством («Булка»), и учителя-мещане, которые не рожать к своей честью и достоинством («Прощальный вечер»), и чиновники-казнокрады, попы-обманщики («Пророчество грош ника») и другие. Названные произведения - это преимущественно бытовые рисунки. Некоторые из них имеют отчетливый политический под текст. Рассказы этого цикла дают основание глубже раскроет ли ты развитие Мартовича как писателя-сатирика, викри вача «мертвых душ» галицкой провинции.
Виднейшим сатирическим произведением в наследии Мартовича начале 20 в. является повесть “Суеверие”. Здесь писатель сосредоточил внимание, с одной стороны, на мертвых душах галицкой провинции - буржуазно-клерикальній интеллигенции, показав ее в остро сатирическом, гротескном плане, а с другой - дал художественный анализ некоторых тенденций в развитии галицкого крестьянства. С одной стороны, история суеверного и бесцельного жизни поповича Славка, духовно убогое галицкое поповство (образы Матчуків - отца и сына, Трещина, Радовича и других), избалованная и враждебно настроена к мужику польская шляхта (образ Краньцовського); с другой - показ тяжелой жизни народных масс, обездоленный и бесправный крестьянская масса, которая ищет пути борьбы за свои права (образы Нетрудная, Оском'юка, Гаєвого, Грицишина и других), демократическая интеллигенция (образ студента Потурайчина), которая, несмотря на преследования властей, становится на защиту народа. При всей своей любви к угнетенных и обездоленных, писатель честно глядя народу в глаза, говорит и о темных сторонах жизни и быта отсталой, забитой части крестьянства. Мартович принадлежал к той генерации украинских прозаиков, которая разрушала сложившуюся в народницькій литературе традицию романтической идеализации крестьянства.
|
|
|