АНДРЕЙ МАЛЫШКО
Дополнительная биография
Андрей Малышко - поэт-лирик от Бога. Его голос, то нежный и взволнованный, как первые слова любви, то гневный,
полон страсти взрывной силы, нельзя спутать ни с чьим другим. Даже
в ряду выдающихся талантов, которых дала украинская поэзия миру в двадцатом
веке - Максим Рыльский, Павел Тычина, Евгений Маланюк, Богдан Игорь Антонич,
Василий Стус, - фигура Андрея Малышко не блекнет, отличается глубокой
поэтической самобытностью, собственным видением мира, органическим єдинокорінням с
народнопоетичною творчеством, интимным тоном звучания, даже когда он говорит
о мировые, общечеловеческие проблемы. А еще - пісенністю своей поэзии, тем, что
каждый ее строка звучит по камертоном украинской народной песни.
Конечно, каждый человек, поэт тем более, формирует себя сама. И все же и
жизнь, особенно детство, где закладываются первые и самые прочные устои любви,
духа, характера человека, где отец с матерью, первые друзья, тоже весит так много
в судьбе человеческой.
Детство поэта было тяжелым, хотя и благополучным. Из тесной крестьянской избы
в небольшом поселке Обухове недалеко от Киева, где родился 14 ноября 1912
года, вынес он прежде неизменную любовь к родной земле и матери, к родной
песни и слова, изреченного «в колыбели из лозы, Чтобы вечным должником окаянным
Его нести, страдать и любить». В той хате услышал он впервые и думы
Шевченко...
Жилось семье Самуила Малышко не роскошное. Земли было две десятины, а семья
немаленькая - только одиннадцать детей. Поэтому приходилось хозяину и сапожничать,
и на заработки в Таврию ходить. Вот и малый Андрей пособляв чем мог. Ходил
богаче по хозяйству помогать, играл на свадьбах на гармонии, так же имел и
талант музыки.
Подросши, пошел в семилетку, затем учился в медицинском техникуме. И
звали его другие мечты, жил в юнаковой душе тягу к прекрасному, к песне, к
поэзии. Поэтому и привел Малышка на литературный факультет Киевского института
народного образования (теперь - Киевский университет им. Т. Шевченко), где
взял его под свое могучее крыло Максим Рыльский, который там преподавал и вел
литературную студию.
По окончании ИНО некоторое время молодой учитель преподает литературу в Овруче,
на Житомирщине, позже работает в газете «Советское слово». В 1934 - 1935рр.
служит в армии, а затем переходит на творческую работу.
Тяга к творчеству у Малышко проснулся очень рано и имел своеобразный
характер. Мать поэта, Ивга Базилиха, как ее звали «по-вулишному», прекрасно
пела. Андрей Самойлович в «Автобиографии» (1959г.) вспоминал, что ее песни
врезались в память на всю жизнь. Только одно в них не удовлетворяло парня:
печальные концовки. Не могло его чувственное сердце мириться с трагической гибелью казака,
котором черный ворон глаза клюет... И тогда Андрей перекомпоновував песню по-своему:
нет, не убили казака ранены, вылечили его добрые люди, и вернулся он
додомоньку.
А чуть позже начал и сам стихи сочинять, записывать в клейончатого
тетради... Но отец, а был он человеком крутым, не полюбил сына
восхищения.
И жажда сочинять, творить не утихала, и, собственно, она его и повела с
Обухова до Киева. Первые печатные стихи студента А. Малышко увидели свет на
страницах журнала «Молодой большевик» (теперь - «Днепр»). А потом появляется
коллективная сборник трех авторов - «Дружба» (1935), и уже в следующем году выходит
книга стихов «Родина», что показала незаурядный талант молодого поэта.
Следующие сборники - «Лирика», «Из книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939)
и другие - стали щабелями заметного творческого роста.
Тематика довоенных произведений разнообразна: труд хлеборобов, события революции
и гражданской войны, замечательные пейзажные стихи, где картины природы гармонируют с
лирическим настроением, с расцветом первой любви («Зимнее», «Пейзаж», «Дождь упал
на широкий край»). Героями произведений Малышко является «земледельцы и сеятели», простые рабочие
люди. Оживает в его произведениях и историческая память народа. Встают из строк цикла
«Запорожцы» славные прадеды наши, кровью своей защищали родной край от
врагов.
И это была только прелюдия. Патетической симфонией, призывным звуком горна
звучит поэзия А. Малышко в годы войны против фашистских захватчиков. Для
него, как, собственно, и для всей литературы, это были годы высокого взлета. Тогда
появились «Украина в огне» А. Довженко, «Слово о родной матери» и «Жажда» Г.
Рыльского, «Любите Украину». Сосюры. Из-под пера А. Малышко вылилась
страстная, жгучая и нежная песня о любви к родине - «Украина моя».
Еще накануне войны он написал замечательную лирическую поэзию «Червоновишневі зари
предвещают погожий восток...», где интимное «ты может, меня и забыла: не видела столько
лет...» - тесно переплелось со строго-солдатским: «Друзья идут полками, и я
среди них - трубач». Сыном Украины, трубачом, поэтом и журналистом пошел А.
Малышко на фронт. Как призыв к битве, как плач над растерзанной
Матерью-Родиной зазвучали его сборника: «К бою вставайте», «Свыше пожары»,
«Украина моя!», «Битва»... И цикл «Украина моя» - не самый сильный из
всех, наполненных болью и любовью к родной земле могучих произведений его
собратьев-поэтов. Широкие эпические картины прошлого и современного, пророческие видения
будущего переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями поэта.
Романтическая приподнятость, и реалистическая выразительность, гневная инвектива и нежный
лиризм образуют широкое многоцветное художественное полотно впечатляющей силы и нежности
любви:
Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,
Полевая моя мрійнице. Капля в солнце с весла.
Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,
Чтобы из огня ты
встала, тополем в небо росла.
О силе воздействия этой поэзии можно
судить из письма Василия Стуса, который 13 декабря 1962г. писал Андрею Малышко: «Я
знаю, что ради счастья родного народа я мог бы пожертвовать всем, я знаю, что здесь
я воспитан родным духовным хлебом - «Жаждой» М. Рыльского, Вашим стихотворением
«Родина моя».
Может удивить то, что Стус называет стих несколько иначе - «Родина моя». Это
уже дело рук компартийных цензурно-издательских органов. В те огненные годы
вышла-таки «Украина моя», вышла и позвала сынов Украины к бою. А потом,
после войны, спохватились - а где же здесь «великий, единый»? И вместо «Украина
моя» появилось «Советская Украина» или просто - «Отчизна». Поэт вынужден
был дописать строфу о «сыновей России», с которыми рядом стояли украинцы... А еще
позже зазвучали и обвинения в «украинском буржуазном национализме».
Хотя поэт с уважением и любовью относился ко всем нациям, включая и русский.
Достаточно вспомнить его поэму «Прометей», где раненый солдат-русский,
порятований украинской матерью, учится в Шевченко Прометея мужества и
несокрушимости, а после того, как все село, рискуя свободой и жизнью, признает его
земляком, тоже находит в себе силы отдать жизнь за спасителей.
По войне поэт интенсивно работает, выходят - как отголосок войны - сборники
«Ярославна» и «Четыре лета» (1946г.), а дальше новые книги, в которых Малышко
создает широкую картину народной жизни, изображает простых тружеников - не как
бездушных «винтиков», а как неповторимые творческие личности, влюбленные в землю,
труд на ней, обращается к прошлому Украины.
В сборнике «Вещий голос» (1961г.)
Малышко создает монументальный образ Тараса Шевченко, причем слышит в вечном
Кобзаревому голосе не только призыв «добре вигострить сокиру», но и прежде всего
большую человеческую любовь, которая и ведет его в жизни:
Поэтому столько надо таит любви
В своей скорби, в солдатской беде,
И так затятись на віщім слове,
Чтобы из него тлели и
кандалы углу.
С годами голос Андрея Малышко креп, наливался силой. Поэт начинает
пристальнее присматриваться к жизни, глубже углубляться в сущность сложных вечных
проблем, видит общечеловеческое, «идя по Дороге под яворами», как назвал он
сборник (1964г.), что ее в определенной степени можно считать этапным на творческом пути, как
и внутренне связанную с ней «Руту» (1966г.).
В циклах «Песня дороги», «Песня
яворов», «Сонеты обуховской дороги» поэт как будто взрослым возвращается в свое
детство, с вершин жизненного опыта и мудрости осмысливает прошлое и современное,
размышляет над будущим. Он задумывается над своими корнями, в ряде «Сонетов
обуховской дороги» это видно уже из их названий: «Я из тех краев, где синие
оболони...», «Я из тех краев, где за Днепром курганы...», «И ты с такого же поля»
и др. В этих же сборниках А. Малышко создал яркую галерею поэтических портретов
своих учителей и друзей, которые назвал песнями: «Песня Тараса Шевченко», «Песня
Максима Рыльского», такие же песни Остапа Вишни, Александра Довженко, в частности искреннее
и теплое «Песня Александра Довженко», близкого друга, с которым делил и Малышко
хлеб, и песню, и жизненные невзгоды. Да и в стихотворении «Строки о Довженко» (сб.
«Прозрачность», 1962) в немногих словах раскрыта и мировое величие гениального
писателя и кинохудожника, и его страдальческий жизненный путь.
Углубленный философский подход Малышка ко всему, что легло ему на душу и
перо, характерный для последних сборников - «Синяя летопись» (1968), «Август души
моей» (1970), которая вышла уже после смерти поэта. Страстный лирик несколько
уступает поэту-мыслителю, поэту-философу, хоть лирическая амплитуда
стихов не приходит. Чаще встречаются характерные названия стихов: «Размышление»,
«Медитация», «Дума», «Память».
Андрей Самойлович сосредотачивается на самых сложных философских проблемах бытия,
доискивается первопричин, истоков всего, что творится в мире. В цикле стихов о
сложный, насыщенный болями, преступлениями, войнами двадцатый век поэт-гуманист с
надеждой всматривается в то, как он, этот жестокий век, «качает миллионы люлек,
Чтобы детей не разбудить», призывает его прийти в мир пахарем, а не строить «тюрем
за решеткой».
Малышка всегда волновала проблема
исторической памяти народа. Ряд стихотворений на эту тему - «В завійну ночь с неизведанным
дорог...», «Приходят предки, добрые и бесхитростные...» - кажутся написанными в наши
дни - настолько актуально они звучат. Остро, болезненно ощущает поэт свой, наш
долг перед далекими предками, которых беспокоит, какими мы стали.
-
Или ты не стал расщепленным, как атом,
Недовірком, схизматом или прелатом,
Ярижкой ничтожным, псом на влові?
Деточка наша, ягодо с
любви!
Поэт чувствует свой долг перед прошлым и
будущим, перед всем на свете сущим, - черным хлебом и скромной отцовской
домом, ручаєм и сосной, счастьем влюбленных... «А уже больше, слышите вы, мама, Я
вам задолжал и не отдал Ни гроша за первое родное слово...» - признается
поэт. Этот мотив долга, обязанности перед целым белым светом ли не громче всех
звучит в поэзии последних лет. Об этом чудесная медитация - стихотворение «Размышление» («
успею я этот камень обтесать»). Уже где-то на последнем кромке задумался
художник: а я отдал все долги, «успею ли я этот камень обтесать?», потому что «поезд
мой вечерний на долине Не может долго ждать...» А из камня он вырубает Человека -
как Бог творит Вселенную. И вот уже на камни обрели глаза и налились синевой»,
уже «уста человеческие жаждой задрожали и ожили...» И все одно - это еще мертв
камень. Как же вдохнуть в него душу, жизнь? «Вытесать хоть единое слово и вложить
в глаза, в губы каменные», - вот чего добивается поэт. Без языка все мертвое. Без
языка нет жизни.
Поэтому и любил Малышко родной язык, родное слово и песню над все. Этой любовью
озаренная поэзия последних лет, где он как-то по-новому постиг их суть и значение.
Когда еще в довоенные времена он видел поэта лишь как «трубача», «правофлангового
рядового, запевалы первого» - и такое видение все же как-то сужало роль
искусства, то в стихотворении «Поэзия», которым открывается «Синяя летопись» (1968), она
уже становится всеобъемлющей, приобретает вселенского значения - «И черным пеплом, и
паростю Стоит извечно коло хаты», ее ничем нельзя купить - «ни цветом
провесен, ни горлом, ни образом», потому что она прежде всего - «дело совестливое».
Как поэт-лирик, чьи стихи отличаются необычайной музыкальностью, А. Малышко
неизбежно приходит к песне. Собственно, большинство произведений его интимной лирики - это
песни, положены или не положены на музыку: «Ты меня накличешся ночам», «Я
тебя вимріяв, нежную и страстную...», «Я забыл, что и плачут с поцелуя...»
Любовь - словно какая-то сверхъестественная сила, которая все может, когда любишь и веришь:
Крикну: приди! - и придешь неизбежно,
Крикну: спасай! - и
воскресну в спасении.
Не удивительно, что многие Малишкових песен
стали поистине народными в полном смысле этого слова. И прежде всего это
- «Песня про рушник», которую народ все-таки называет по-своему, любовно «Родная мать
моя...» Это - достойный памятник Матери вкраїнській, который благодарен сын свел на века
вечны. Эта песня глубоко национальная, ее нельзя адекватно перевести на другой
языке, ибо образность ее держится на вышитом украинском рушнике, с которым
у нас связано все - от рождения до последнего пути. Кто будет суженым
девушке? «- А кто тее ведерко достанет, тот со мной на полотенце станет».
Полотенцами перевязывали молодых, а когда у них сын рос, шел в жизненную
дорогу - то добрую, и злую, военную, - то нес с собой материно
благословение - полотенце вышито... И наконец - «полотенцами, что приобрела, спусти
меня в яму». И краснеет он на кресте над могилой... Вот поэтому и говорит поэт,
что на нем оживает все, знакомое до боли», всю жизнь, и пройдено, и то, которое еще
суждено прожить. Попробуйте-ка перевести хотя бы на русском: «Песня о
полотенце...» Немного во всей мировой литературе песен, где так искренне и любовно
возвеличено мать.
В большинстве песен Малышко - размышления над человеческой судьбой, воспевание
самого светлого чувства любви, живет красота природы, красота человека труда. Вот
«Огонек». Лирическое воспоминание о родной дом, свет в ее окне, тополину под
окнами, а главное - отец и мать, «та, что на свете одна». Как много говорит
эта песня благодарному сердцу. Замечательные лирические песни, созданные в основном в
содружестве с композитором Платоном Майбородой, сопровождалось - да и сейчас
сопровождают - молодость целых поколений. «Мы пойдем, где травы наклонные...»,
«Киевский вальс», «Запливай же, роженько веселая», «Песня о киеве» («Белые
каштаны»), «Цветут осенние тихие небеса» (замечательную музыку к которой написал
О. Билаш)... Трогательной песней «Учительница моя» А. Малышко низко
поклонился всем вчительству по его многотрудну работу.
В песнях Андрея Самойловича такие сокровища чувств, буйство красоты, тепло
любви, что сами они принесли бы поэту бессмертную славу.
И кажется не случайным, что и последним произведением поэта, написанным в больнице
за неделю до кончины 17 февраля 1970 года, была знаменитая «Тропа» («Почему,
сказать, и сам не знаю...»), в которой он раздумывает над человеческой жизнью, вспоминает
родную тропинку, с которой оно начинается, которой нет ни конца, ни поворота,
человек смертен, а народ живет вечно.
Всеволод НЕДИЛЬКО
Украинское слово. - Т. 2. - К., 1994.