Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Историческая правда в поэме И. Франко «Иван Вишенский»

Кто говорит: люблю Бога,

а не спасет брата -

то ложь на душу взял.

Из Библии

Франко, как свидетельствуют литературоведы, был первым исследователем и популяризатором творчества Ивана Вышенского, выдающегося полемиста, борца против унии, против религиозно-национального и феодально-шляхетского гнета в Украине. Он высоко ценил его за яркие сатирические рисунки тогдашнего общественно-политической жизни, за его блестящий полемический характер, посвятил ему поэму под названием «Иван Вышенский», вместив ее в сборник «Из дней печали». Эта поэма считается одним из лучших произведений Великого Каменяра. Содержание поэмы соответствует исторической правде. Начинается произведение живописного картиной Афонской горы, на фоне которой и происходят описанные события. Гора поражает читателя своей красотой:

Языков зеленая пирамида

на хвилястім синим поле

на равнине лазуровій.

Однако у читателя складывается такое впечатление, что среди этой живой природы царит мертвая тишина. И домики здесь есть, и поляны, и леса, но не слышать разговоров, пения, смеха, ибо это унылое царство монахов, аскетов. Лишь изредка эту мертвую тишину нарушают монастырские колокола, «языков нарекания на упреки людей, замертвіли этот прекрасный уголок».

Здесь мы впервые встречаемся с Иваном Вишенским. В прошлом его знали как человека со светлыми мыслями и высокими устремлениями. Не реализовав себя на родной земле, Иван прибыл к этой «печальной тюрьмы». Он уже немолод, «дедушка пожилой, сморщенный, седобородый». Отчаявшись в общественном труде и борьбе, Вышенский дошел до крайней черты аскетизма: последние годы своей жизни он хочет провести не в Монастыре, не в одиноком скиту, а в неприступной скале пещеры, куда спускают его на шнуре. Пещера - это теперь его дом и его могила. Поэтому, когда его провожают в эту последний путь, то, как над мертвецом, поют: «Со святыми упокой».

Проходят дни за днями. Иван пытается оправдать свой выбор, успокоить свою беспокойная душа страстного в прошлом борца-полемиста. Но все, что он видит за пещерой напоминает ему жизнь. Он становится свидетелем непрерывной борьбы и соревнования в природе, вспоминает свое детство, материнскую ласку. Лепестки вишневого цвета, что залетели случайно в пещеры, напоминающие ему о душистые сады Украины. В привезенном с Украины письме его призывают покинуть келью, вернуться на Родину, в мир жизни и борьбы:

Верни ты на Украину,

согревай нас своим словом.

Душа аскета раздваивается. Он чувствует, как в сознании его происходит борьба между аскетизмом и чувством общественного долга перед народом, своей страной. Сначала побеждают догматические убеждения:

...что мне до Украины?

Пусть спасается, как знает, -

а мне когда бы самому

дотиснутись до Христа.

И скоро Вышенский понимает всю лживость аскетической морали. В его душе побеждает и расцветает любовь:

И какое же ты имеешь право,

черепино недобитая,

о своем спасение драть

там, где гибнет миллион.

Поэма имеет символическое окончание. Перед вчерашним аскетом появляется лучистый путь, который соединяет его с Родиной, с народом.

Как и в любом художественном произведении, в поэме И. Франко имеющийся художественный вымысел.