Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Символизм - одна из стилевых течений модернизма. Возник во Франции в 70-х XIX ст., в украинской литературе появился в начале XX в/ (Александр Олесь, М.Вороний, Г.Чупринка, П.карманский, В.Пачовський, С.Твердохліб и др.). Представ против ограниченных позитивистских тенденций в искусстве, дистанцирование окружающего мира и человеческой души, конфликтно-непреодолимого противостояния идеала и действительности, С. основывался на сформулированном Ш.Бодлером законе "соответствий", разомкнутых в бесконечное, постоянно обновляемый мир, где происходит активное самопреобразованию внутреннего на внешнее", их синтез, наблюдается "самтожна отличие внутреннего и внешнего". Речь идет о сущности (естество), не пізнаванну с помощью рационалистических средств, а лишь доступную интуиции, на ірраціональній основе, что раскрывается через намек, озарение, то есть через музыку и поэзию. Такие принципы отстаивала "философия жизни", на базе которой и возник модернизм, а затем и символизм. В украинской литературе С. появился не только под влиянием европейского, но и имел свои, национальные источники, зосереджувані в "философии сердца". Украинский С, отстаивая право художника на свободу творчества, на "солнечные луга" (О. Луцкий), не отказывался от своих общественных обязанностей, поскольку исходил из понимания, что в украинской неструктурованій культуре, кроме писателей, некому было заниматься націотворчими делами. В то же время он протестовал против слепого подчинения позаестетичним интересам, против ограниченного функционера, противопоставив ему "целого мужчину" (М.Вороний) как гармонию порыва к критериям Красоты и Правды, как истинное проявление "аристократизма духа". К сожалению, исторические условия не дали возможности украинским символістам раскрыть свой потенциал, и все-таки они решились на решительные шаги обновления отечественного писательства, пробуждение национального сознания, стали одной из первых звеньев перманентных возрождений в Украине XX вв. С наиболее присущ представителям "Молодой музы" и "Украинской хаты". Возможности С. раскрывались также в творчестве братьев П. и Я.Савченків, О.Слісаренка, Д.Загула, В.Кобилянського и др., сказались на творчестве п. тычины. Развивался С. преимущественно в поэзии, не минуя прозы (Ольга Кобылянская, О.Плющ и др.), драматургии (Александр Олесь, С.Черкасенко и др.). Последнее его вспышкой считается деятельность львовского литературного группировки "Митусе" (1922), в состав которого входили В.Бобинський, Ю.Шкрумеляк, О.бабий и г. купчинский. Хотя в последующие годы С. отошел как бы на второй план литературного процесса, он (даром что критика провозгласила его нежизнеспособным) не потерял своего стилевого потенциала. Это свидетельствует не только творчество Б.Лепкого, П.Карманського, О. Олеся и др., ай эмигрантская поэзия Вадима Лесича (псевдоним В.Кіршака), особенно О.Зуєвського. Его первый сборник "Золотые ворота" (1947) В.Державин небезосновательно назвал "возрождением символизма".